Судьба человека
Жизнь подарила мне встречу с бывшей узницей концентрационного лагеря Освенцим. Я предчувствовала, что передо мной предстанет жизнерадостный человек, потому что по-иному выжить в таких условиях почти невозможно, если на то не будет Божией воли.
Дверь открылась и первое, что я увидела, были улыбающиеся светлые глаза. Она пригласила нас войти. Сама передвигалась с усилием – сказывались последствия перенесенных болезней. Её квартира отражала состояние её души – светла и чисто убрана, все на своих местах и хранит память фотографиями об отце, матери и других родственниках.
Отец воевал на войне, а она, брат и сестра попали в Освенцим. Эта бабушка мало помнит о лагере, потому что была еще маленькой. День освобождения узников 27 января 1945 года советскими войсками остался в ее памяти радостными криками свободы. Долгое время ей снился концлагерь, но теперь она уже не видит его во сне.
Почти все время нашей встречи она улыбалась, но лишь иногда, когда воспоминания касались самых болезненных ран души, улыбка сходила с ее лица и по нему тенью пробегала тревога. Одним из таких моментов был разговор о том, что сейчас сердца людей вновь ожесточаются. Я сказала, что так они вновь кличут войну. Её пауза была настолько глубокой, насколько может быть живой боль пережитого и понимание трагизма прошедшей войны, корни которой обязательно нужно убирать и сеять только добро в душах.
Почему она стала и осталась такой всю её жизнь? В концентрационных лагерях концентрируется смерть, боль и … Бог. У человека отняли все, но есть нечто, что может всегда оставаться с ним – это его вера, смысл и воля к жизни. В лагерях выжили те, кто нашел их в себе и в Боге, а по сути – Бога в себе. По словам бывших заключенных в лагерных условиях жизненные потребности сокращались до питания, сна, одежды и отдыха, но на этой обедненной почве жизни взрастает иная сила – внутренний стержень человека, который может быть ему самому, истощенному и униженному, поначалу не заметен. Но в суровых условиях предельных усилий над собой и по отношению к окружающим людям внутри растет Бог, а счастье находится в самом малом. Человек в страданиях обретает смысл жизни, а смерть укрепляет его в человеке.
Глядя на нашу современную жизнь, понимаешь, что и под мирным небом мы можем организовать себе концентрационный лагерь, когда концентрируем в наших жизнях жестокость, ложь, предательство… Только в этих лагерях не концентрируется Бог, мы сами его изгоняем, а потому при всей благоустроенности наших стран и городов эти лагеря для души становятся более страшными и ущербными. Затем возникает желание создать такое производство вовне, но только уже на широкую ногу, когда убийство личности и человека поставлено на поток. И какими тогда становятся наши судьбы?
Судьба человека в его душе. Чтобы изменить судьбу, нужно изменить душу. Иногда судьба сама настойчиво предлагает сделать это. И остается последовать ее легкому или настойчивому предложению, чтобы стать лучше и сильнее, иначе придется концентрировать Бога в более сложных условиях.