Санников Василий сказал: «Человечество далеко ушло от Бога». Относятся эти слова в том числе к науке, которая с определенного времени уводит человека в материальный мир, отрицая мир духовный. Научная парадигма 20-21 веков замкнута на физической реальности, экспериментально-опытной доказательности и измеримости явлений лишь в ее пределах, игнорировании духа человека. При этом ученые не столь далеких 18-19 веков целенаправленно исследовали душу и ее свойства.
Григорий Палама пишет: не погрешительно ли полагать человеку, что сам «сможет изречь логосы, пребывающие в творческом Уме … «Ибо кто познал ум Господень? – говорит апостол. А если эти логосы невозможно [познать], то и их образы в душе не постичь с помощью внешней мудрости. Так что добываемое из этой мудрости знание божественного образа является лжезнанием».
Апостол Павел обличил «мудрость мира сего», которая «есть безумие перед Богом» (1 Кор. 3:19). Пришел Иисус Христос и явил свет миру – истинную мудрость. В ее свете проявилась тьма неведения, которую почитали светом ведения: «Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» (1 Кор. 1:20).
Икона – это образ Бога, духовного мира, его явлений, святых. С ее помощью человек возводит очи ума к Богу, восходит в духе своем – совершает молитву и обретает благодать Святого Духа.
«Еще Сократ учил, что для обеспечения правильных выводов мы должны уметь определять понятия» (Лука Войно-Ясенецкий).
Санников Василий призывал мыслить атимами, поясняя, что атим – это абсолютно точно исчисляемая мысль. В зависимости от духовного труда учеников Санников Василий иногда говорил, что тому или иному дано или отнято определенное количество атимов.
Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Духовность тоньше паутины и легче воздуха, и постоянно куда-то ускользает. Где она духовность? Духовность там, где есть наблюдение за собой и особенно внимательное наблюдение за тем, чтобы пребывать в духе смирения.
Условно можно выделить три взаимосвязанных уровня словесности в человеке.
Необразованный ум рассеян и парит в мечтательной поверхностности. Душа «обтекает всю тварь» (Исаак Сирин) – рассредоточена по поверхности творений, но внутрь их не проникает и не знает. Но мнит, что понимает. Ум, владея многими словами, остается за пределами знаний. Слово не просто определяет (обозначает) знание, слово определивает его и вмещает. Зная слова по форме, можно не знать их по содержанию.
О, Господи! Тяжелый камень
Прошу, помилуй, отодвинь.
И в сердце Истина да ближе станет,
Пусть бьется у меня в груди.