Есть множество верных пояснений дня Христова и антихриста, однако нельзя и опасно быть без внутреннего понимания.
Апостол Павел в послании евреям призывает оставить начатки учения Христова и поспешить к его совершенству, возрастать от молока к твердой пище в ведении тайн Божиих. Прекращать служить образу и тени небесного (Евр. 9:5), учиться видеть само небо. «Не иным чем, братия, почитайте небесное царство, как истинным разумением Сущего, которое в божественных Писаниях называется и блаженством» (Василий Великий).
Атимы – абсолютно точно исчисляемые мысли – человек не формирует сам. Все их Бог определил и исчислил, ибо абсолютно точно мыслит только Бог. «Знает же, сказано, один Отец, потому что Он есть конец и крайний предел блаженства», человек же имеет «пределы умозрения» (Василий Великий). Каждый атим есть истина, находится у Бога в своем порядке («каждый в своем порядке» (1Кор. 15:23)), образует полноценное духовное мировоззрение души причащающегося человека.
Санников Василий сказал: «Человечество далеко ушло от Бога». Относятся эти слова в том числе к науке, которая с определенного времени уводит человека в материальный мир, отрицая мир духовный. Научная парадигма 20-21 веков замкнута на физической реальности, экспериментально-опытной доказательности и измеримости явлений лишь в ее пределах, игнорировании духа человека. При этом ученые не столь далеких 18-19 веков целенаправленно исследовали душу и ее свойства.
Григорий Палама пишет: не погрешительно ли полагать человеку, что сам «сможет изречь логосы, пребывающие в творческом Уме … «Ибо кто познал ум Господень? – говорит апостол. А если эти логосы невозможно [познать], то и их образы в душе не постичь с помощью внешней мудрости. Так что добываемое из этой мудрости знание божественного образа является лжезнанием».
Апостол Павел обличил «мудрость мира сего», которая «есть безумие перед Богом» (1 Кор. 3:19). Пришел Иисус Христос и явил свет миру – истинную мудрость. В ее свете проявилась тьма неведения, которую почитали светом ведения: «Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» (1 Кор. 1:20).
Икона – это образ Бога, духовного мира, его явлений, святых. С ее помощью человек возводит очи ума к Богу, восходит в духе своем – совершает молитву и обретает благодать Святого Духа.
«Еще Сократ учил, что для обеспечения правильных выводов мы должны уметь определять понятия» (Лука Войно-Ясенецкий).
Санников Василий призывал мыслить атимами, поясняя, что атим – это абсолютно точно исчисляемая мысль. В зависимости от духовного труда учеников Санников Василий иногда говорил, что тому или иному дано или отнято определенное количество атимов.
Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Духовность тоньше паутины и легче воздуха, и постоянно куда-то ускользает. Где она духовность? Духовность там, где есть наблюдение за собой и особенно внимательное наблюдение за тем, чтобы пребывать в духе смирения.