Внутреннее делание
Согласно Евангелию от Матфея, когда Иисус Христос был на кресте, проходящие мимо люди говорили: «… спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста». Так же, насмехаясь, поступали первосвященники, книжники, старейшины: «других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдёт с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему…».
Горение духа – это благодатное состояние вдохновения и жизненной активности, когда в душе светло и тепло. Достичь горения духа, когда в душе чувствуется скопление нечистой силы, можно следующим образом. Настраиваем мышление (понимаем, что действует страсть и нужно её остановить), стараемся покаяться, но возникает чувство, что горения духа как такового не происходит.
Святые Отцы учат, что ум – это око души. Возьмем это знание как опорную точку и рассмотрим, как работает человеческий глаз. В его строении есть хрусталик, который выполняет функцию линзы. Линза преломляет свет, поступающий извне, собирает его в единый поток и направляет его на сетчатку глаза, где свет преобразуется в нервные импульсы, которые далее идут в мозг и обрабатываются в образы.
Постараемся понять, как раздражение в душе физиологически возникает и проявляется.
Душа как организм состоит из особых тканей, которые обладают раздражимостью – способностью реагировать на внутренние и внешние раздражители. Раздражение – это реакция на их воздействие.
Послушание – это первая данная Богом человеку заповедь. Когда человек её нарушил, ослушался, случилось грехопадение – его воля отпала от Божьей воли. Однако грехопадение начинается в мышлении, когда мы поддаёмся искушению, затем повреждается воля и формируются страсти, которые изменяют нашу природу.
Мышление и воля работают как две руки, а чувства, когда хорошо настроены, как индикаторы показывают, что происходит в душе. Мышление идёт впереди, воля следует за ним. Если мы хотим обижаться – такова наша воля, но начинается обида с мысли, и должна быть отражена мышлением. Так произойдет, если оно включено и сработает, и воля будет послушна.
Человек – это духовно-материальное существо. Между духом и материей в нас существует некая мера взаимоотношения, а также своя мера есть для духа, души и тела. Наша задача – понять, что душа имеет меру потребления духа, а тело – материи, а также и то, что между потреблением и использованием духа и материи есть взаимосвязь. Значение имеет не только их количество, но, прежде всего, качество.
Качество веры, мышления, чувств человека и сама их суть более отчетливо проявляются в сложные (критические) периоды жизни. Описывая свой лагерный опыт, русский писатель и поэт Варлам Шаламов в «Колымских рассказах» и других произведениях подмечает важные закономерности жизни. Особенно ценно его заключение о том, что более достойных людей, чем верующие, в лагерях он не видел. «Растление охватывало души всех, и только религиозники держались». Возникает вопрос – почему и как вера оказывала такое воздействие на людей?
Для ребёнка похвала – это одобрение и знак того, что он идёт в верном направлении, а также это подпитка: в форме похвалы выражается любовь, внимание и забота. Мы вырастаем и однажды осознаём, что по-детски зависимы от похвалы, и признаёмся себе, что это гордыня, но эту зависимость необходимо изучать глубже, поскольку она является следствием неправильного мышления и душевной неустроенности.
Я – духовник и воспринимаю жизнь с глубокой Верой в её Божественную закономерность. Многое из того, что происходит вокруг меня, делает больно, тревожит или же радует, является для меня лишь поводом и даже способом поговорить с Богом. ОН мне говорит: «Война, смерть, страх», что мне Ему ответить? Отвечаю: «Служба идёт. Аминь». И служу Богу Верой и Правдой. ОН мне говорит: «Жизнь, радость, дом». Отвечаю: «И смерть продолжение жизни».