Внутреннее делание
Побеждающая мысль производится в процессе внутреннего делания и имеет в своей основе Божье откровение. Она должна быть Абсолютно точно исчисляемой мыслью (Атимом), т.е. максимально точна и привязана к благодатным размышлениям.
Мировоззрение как призма формирует восприятие себя и окружающего мира. Оно воспитано нами и обществом на основе определённых мыслей/чувств/желаний и способа мышления. Одним из его продуктов является мнение о себе. Если мышление свободно от эгоизма, мнение о себе и мировоззрение в целом будут относительно здоровы. Как следствие, мы адекватно воспринимаем себя и мир. Эгоистическое мышление производит искажённое мировоззрение и самомнение.
Внимание определяется как направленность восприятия (направленность сознания) на объекты и явления. Духовники учат внутренним деланием помещать ум во внимание, конкретизируя, что основным механизмом, обеспечивающим внимание, является ум и его функции – мышление, восприятие, память, контроль, регулирование.
Рабочее напряжение ума позволяет произвести внимание и направить его к Богу. В совокупности с работой воли и чувств они создают предстояние Богу и образуют начало более глубокой живой веры.
Вера – это определенная настроенность ума, воли и чувств души, которая формирует соответствующее внутреннее состояние, поведение и восприятие жизни. Здоровая вера требует осознанного труда по воспитанию сил души (они являются инструментами создания веры). Одному человеку вера позволяет видеть в жизни Бога и добро, другому – зло и несправедливость. Живая вера помогает не только видеть Бога, но и общаться с Ним.
Очерствение (омертвение) души – это ее глубокое поражение. Душа находится в критическом состоянии – без признаков духовной жизни: ум – в неверии, воля – в страстном своеволии, чувства – в холодности, которая сменяется болезненной горячностью. Когда у человека отсутствуют признаки физической жизни (дыхание и сердцебиение), он нуждается в реанимации. Если у человека признаки духовного омертвения (отсутствуют духовные действия, чувства и реакции), ему необходима духовная реанимация (оживление) души.
В исходной страсти самолюбия мы закрываемся от Бога. И даже если поначалу чувствуем достаточный жизненный тонус, иммунитет души ослабевает, поскольку сокращается поток поступающего в душу Святого Духа. В ослабленной внутренней среде обостряются душевные болезни. Духовная неполноценность проявляется страстными потребностями компенсировать недостаток Святого Духа. Мы хотим признания и похвалы – так активизируется гордыня и тщеславие.
Страсть начинается с искажения любви к Богу, к себе и миру. Изменение порядка и пропорции образует самолюбие, которое прорастает в душе тремя коренными страстями – славолюбием, сребролюбием, сластолюбием. В их глубине мы увидим, что эти страсти представляют собой нарушение естественных потребностей (функций) души.
Страсть как чрезмерная и противоестественная потребность человека произрастает на естественных потребностях души и тела, расстраивает их и разрушает порядок жизни. Душа духом (умом) должна следовать за Богом, тело – за душой. Страсти изменили этот порядок: ум отклонился от Бога и управляется низшими по отношению к духу и исказившимися потребностями души и тела.
Страсть – это сила, располагающая и привязывающая душу к греху, вбирающая в себя силы духа, души и тела, питающаяся ими. Она произрастает в душе и изменяет её первозданное естество (природу) так, что становится её свойством. Душа своими силами (ум, воля и чувства), призывая Бога, должна защищаться от страстей, чтобы не быть разрушенной и движимой страстями, которые перенастраивают силы души.