Внутреннее делание
«Двигатель языка – сердце; чем полно сердце, то изливается языком… излившееся чрез язык чувство сердца укрепляется и укореняется в сердце. Потому язык есть один из немалых деятелей в образовании нашего нрава».
Многословие в большинстве случаев рождается от горделивого самомнения, когда мы воображаем, что многое знаем и наше мнение самое верное. Мы испытываем неудержимое желание высказаться и многократно повторить, чтобы запечатлеть свое мнение в сердцах других людей, навязываясь им в учителя. И много говоря, лишь обличаем свое безумие и отсутствие духовного труда.
Самомнение – это преувеличенно высокое мнение о самом себе, своих достоинствах; завышенная оценка своей личности.
Преподобный Макарий Египетский сказал: «Самомнение есть ослепление души, не позволяющее ей познавать свою немощь», т.е. из-за самомнения мы забываем о том, что без Бога нам не справиться, рассчитываем на себя, считаем себя мудрыми, поэтому можно дать определение: самомнение – это слепота, в которой мы не видим ни Бога, ни людей, лишь себя.
Духовники (Исихий Иерусалимский, Максим Исповедник) едины в том, что душа имеет три части – разумная (мыслительная), желательная (вожделевательная) и раздражительная (чувствующая).
Лучше понять учение о силах души ученых-духовников могут помочь труды ученых-физиологов. В своей работе «Рефлексы головного мозга» И.М. Сеченов объясняет, что живые организмы реагируют на внешние явления (прикосновения, свет, звук) благодаря раздражению чувствующего нерва.
Иисус Христос дал две наибольшие заповеди. 1) Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею. 2) Возлюби ближнего твоего, как самого себя.
Прекрасное определение смиренномудрия дал Преподобный Макарий Оптинский: «Смиренномудрие – это умное делание смирения, проникающее в чувство души».
Ум должен быть в положении смиренно учащегося, чтобы познавать жизнь. Тогда он может быть научен Святым Духом – это основа Божественной мудрости.
Смиренномудрие как умное делание смирения можно рассмотреть на следующем примере. Будем совершать в уме делание следующих добродетелей:
3. Духовное воспроизводство сил души. Это с Божьей помощью наладить духовное мышление и нарабатывать добродетели.
Прочувствовать этот этап внутреннего делания можно следующим образом. Стать на колени и поработать сначала над покаянным чувством – попросить у Бога прощения за то, в чём точно уверены, что неправы.
Внутреннее делание – это порядок духовной работы над душой. Он имеет четыре этапа. Первые два этапа являются подготовительными.
Обычно матерью обиды является гордыня, из-за которой мы имеем высокое мнение о себе и принижаем всё, что нас окружает, диктуем свои условия Богу и людям. Обычно мы этого не замечаем, пока боль обиды не пронзит душу.
Побеждающая мысль производится в процессе внутреннего делания и имеет в своей основе Божье откровение. Она должна быть Абсолютно точно исчисляемой мыслью (Атимом), т.е. максимально точна и привязана к благодатным размышлениям.
Мировоззрение как призма формирует восприятие себя и окружающего мира. Оно воспитано нами и обществом на основе определённых мыслей/чувств/желаний и способа мышления. Одним из его продуктов является мнение о себе. Если мышление свободно от эгоизма, мнение о себе и мировоззрение в целом будут относительно здоровы. Как следствие, мы адекватно воспринимаем себя и мир. Эгоистическое мышление производит искажённое мировоззрение и самомнение.
