Внутреннее делание
В первой части статьи «Ум, мышление и дух» приведены откровения Максима Исповедника, раскрывающие строение и деятельность ума:
В первой части статьи «Ум, мышление и дух» рассмотрен здоровый механизм мышления человека, когда он заботится «иметь Бога в разуме» (Рим. 1:28), и Бог не только сохраняет его от превратностей и непотребств, но живет в человеке светом и пониманием смыслов мира.
Бог наделил людей умом, чтобы быть в них – «вселюсь в них и буду ходить в них» (2 Кор. 6:14), т.е. «Сущий начинает бытие, Несозданный созидается, Необъемленый объемлется через разумную душу, посредствующую между Божеством и грубой плотью» (Григорий Богослов). По его же слову «... Божество необходимо будет ограничено, если Оно будет постигнуто мыслью. Ибо и понятие есть вид ограничения».
Начало понимания, что есть ветхий и новый человек, – это осознание, что понятие «человек» относится не к телу, а к тому миру в нем, который есть разум, мысли, чувства, желания, воля, дух.
Велика картина будущего человека, открытая Богом в первом послании Коринфянам Апостола Павла. В Книге Бытия 2:7 говорится: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Апостол Павел поясняет: «сеется тело душевное, восстает тело духовное»; «сеется в тлении, восстает в нетлении»; «сеется в немощи, восстает в силе».
В Книге Бытия 2:7 говорится: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою».
Хранение ума в основе имеет трезвение внимания (постоянную бдительность к помыслам) и смирение, в котором ум не парит, не отвлечен, не рассеян – он собран и сосредоточен на памятовании Бога и своих грехов. Если появляется греховный помысел, он отвергается усилием воли и обращением к Богу с краткой молитвой («Господи, помилуй»). Познание своих немощей и умножение молитв больше смиряют душу.
Порядок хранения ума требует дополнительных знаний, если душу возмущают страсти. Многие тонкости показал Преподобный Исаак Сирин.
«Двигатель языка – сердце; чем полно сердце, то изливается языком… излившееся чрез язык чувство сердца укрепляется и укореняется в сердце. Потому язык есть один из немалых деятелей в образовании нашего нрава».
Многословие в большинстве случаев рождается от горделивого самомнения, когда мы воображаем, что многое знаем и наше мнение самое верное. Мы испытываем неудержимое желание высказаться и многократно повторить, чтобы запечатлеть свое мнение в сердцах других людей, навязываясь им в учителя. И много говоря, лишь обличаем свое безумие и отсутствие духовного труда.
Самомнение – это преувеличенно высокое мнение о самом себе, своих достоинствах; завышенная оценка своей личности.
Преподобный Макарий Египетский сказал: «Самомнение есть ослепление души, не позволяющее ей познавать свою немощь», т.е. из-за самомнения мы забываем о том, что без Бога нам не справиться, рассчитываем на себя, считаем себя мудрыми, поэтому можно дать определение: самомнение – это слепота, в которой мы не видим ни Бога, ни людей, лишь себя.
Духовники (Исихий Иерусалимский, Максим Исповедник) едины в том, что душа имеет три части – разумная (мыслительная), желательная (вожделевательная) и раздражительная (чувствующая).
Лучше понять учение о силах души ученых-духовников могут помочь труды ученых-физиологов. В своей работе «Рефлексы головного мозга» И.М. Сеченов объясняет, что живые организмы реагируют на внешние явления (прикосновения, свет, звук) благодаря раздражению чувствующего нерва.