Внутреннее делание
Прекрасное определение смиренномудрия дал Преподобный Макарий Оптинский: «Смиренномудрие – это умное делание смирения, проникающее в чувство души».
Ум должен быть в положении смиренно учащегося, чтобы познавать жизнь. Тогда он может быть научен Святым Духом – это основа Божественной мудрости.
Смиренномудрие как умное делание смирения можно рассмотреть на следующем примере. Будем совершать в уме делание следующих добродетелей:
3. Духовное воспроизводство сил души. Это с Божьей помощью наладить духовное мышление и нарабатывать добродетели.
Прочувствовать этот этап внутреннего делания можно следующим образом. Стать на колени и поработать сначала над покаянным чувством – попросить у Бога прощения за то, в чём точно уверены, что неправы.
Внутреннее делание – это порядок духовной работы над душой. Он имеет четыре этапа. Первые два этапа являются подготовительными.
Обычно матерью обиды является гордыня, из-за которой мы имеем высокое мнение о себе и принижаем всё, что нас окружает, диктуем свои условия Богу и людям. Обычно мы этого не замечаем, пока боль обиды не пронзит душу.
Побеждающая мысль производится в процессе внутреннего делания и имеет в своей основе Божье откровение. Она должна быть Абсолютно точно исчисляемой мыслью (Атимом), т.е. максимально точна и привязана к благодатным размышлениям.
Мировоззрение как призма формирует восприятие себя и окружающего мира. Оно воспитано нами и обществом на основе определённых мыслей/чувств/желаний и способа мышления. Одним из его продуктов является мнение о себе. Если мышление свободно от эгоизма, мнение о себе и мировоззрение в целом будут относительно здоровы. Как следствие, мы адекватно воспринимаем себя и мир. Эгоистическое мышление производит искажённое мировоззрение и самомнение.
Внимание определяется как направленность восприятия (направленность сознания) на объекты и явления. Духовники учат внутренним деланием помещать ум во внимание, конкретизируя, что основным механизмом, обеспечивающим внимание, является ум и его функции – мышление, восприятие, память, контроль, регулирование.
Рабочее напряжение ума позволяет произвести внимание и направить его к Богу. В совокупности с работой воли и чувств они создают предстояние Богу и образуют начало более глубокой живой веры.
Вера – это определенная настроенность ума, воли и чувств души, которая формирует соответствующее внутреннее состояние, поведение и восприятие жизни. Здоровая вера требует осознанного труда по воспитанию сил души (они являются инструментами создания веры). Одному человеку вера позволяет видеть в жизни Бога и добро, другому – зло и несправедливость. Живая вера помогает не только видеть Бога, но и общаться с Ним.
Очерствение (омертвение) души – это ее глубокое поражение. Душа находится в критическом состоянии – без признаков духовной жизни: ум – в неверии, воля – в страстном своеволии, чувства – в холодности, которая сменяется болезненной горячностью. Когда у человека отсутствуют признаки физической жизни (дыхание и сердцебиение), он нуждается в реанимации. Если у человека признаки духовного омертвения (отсутствуют духовные действия, чувства и реакции), ему необходима духовная реанимация (оживление) души.