Внутреннее делание
Иисус Христос часто говорил с людьми притчами: «потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» (Мф. 13:13).
Притча – это образ, необходимый для объяснения духовного явления, которое человек на данный момент не может увидеть и понять.
Понуждение для человека скорбно, ибо связано с усилием преодоления плоти и страстей, сросшихся с душою. Иоанн Златоуст поясняет, что радость людей, пребывающих в скорбях и понуждении себя, – это радость Духа Святого. «Скорбь в них, как в телесных, а радость, как в духовных».
Феофан Затворник о воображении пишет: «Воображение и память не мыслят. Они – чернорабочие силы, подъяремные». Они «добывают и хранят только материал для мыслей».
Григорий Палама в одной мысли изложил три вида зрения физического, душевного и духовного мира: «Как ум, неизреченно сочетаясь с чувством, видит чувственное и как чувство через сочетание с умом символически и чувственно представляет умопостигаемое, начиная воспринимать его, так оба они, сочетаясь с Духом, духовно увидят незримый свет, вернее соувековечатся в созерцаемом».
Бог человеку – Свет разума. С Ним человек разумеет и различает добро и зло. Дабы не сойти во зло и тьму, человеку необходимо стараться быть с Богом, тогда «богоугодный ум течет впереди души и советует ей презреть временное, вещественное и тленное, а возлюбить блага вечные, нетленные и невещественные, так чтобы человек живя в теле, умом представлял и созерцал Небесное и Божественное» (Антоний Великий).
Страсти вошли человека с самостью (Феофан Затворник). Как только человек отходит от Бога и говорит «я сам», в нем появляются самость и самолюбие, из них произрастают три производные (славолюбие, сребролюбие, сластолюбие), а далее появляется «полчище страстей: гордость, зависть, ненависть … со всеми их многочисленными и многообразными порождениями».
Бог «весьма любит нас, потому и попускает нам подвергаться скорбям, чтобы мы искренне прилеплялись к Нему» (Иоанн Златоуст).