Исповедь – это открытие помыслов и дел Богу и Духовному Наставнику. Исповедь – это покаяние в присутствии свидетеля (Духовного Наставника). В исповеди важен сам смысл — чистосердечное раскаяние в содеянных грехах, искреннее чувство человека, сочувственное сердце.
«Светильник для тела есть око: итак, если око твое будет просто, то все тело твое будет светло; если же око лукаво будет, то и всё тело будет темно» (Мф. 6, 22). Так сказал Иисус Христос. В Евангелии слова в основном представлены так: «если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око худо, то всё тело твое будет темно».
Трезвый ум имеет ясность и понимает, что Святой Дух для души – это жизнь. Трезвый ум имеет трезвение чувств, потому чувствует, что истинно Святой Дух – это жизнь. Забвение и любовь к плоти привели к тому, что именно плоть воспринимается как жизнь.
Преп. Никифор Уединенник: «Внимание некоторые из святых называли блюдение ума, иные – хранением сердца, иные – трезвением, иные – мысленным безмолвием, а иные – еще иначе как. Но все сии наименования одно и тоже означают… Внимание есть признак искреннего покаяния. Внимание есть души воззвание к себе самой».
Человеку дана возможность мыслить. Однако наш ум часто находится в мечтаниях, а правильные мысли формируются, когда человек осознает кто он, где он, зачем пришел на землю, принимает Бога как Творца всего сущего.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Наша растленная природа склонна к скорому забвению всего святого и спасительного, потому что грехи и страсти непрестанно отуманивают, омрачают наши головы и сердца, занимают оные и господствуют в них, вытесняя воспоминания, помышления и чувства о священных событиях и великих Божиих к нам благодеяниях».
Одним из основных условий успеха на пути спасения души является трезвение, т.е. духовное бодрствование — постоянство внимания к своей внутренней жизни.
Иисус Христос сказал: «… Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:1).
Смириться мы можем только с Божьей помощью, когда Бог поможет благодатью.
Просить духа смирения – это быть готовым к скорбям, искушениям.
Санников Василий говорил, что «нужно знать, что сказать, кому сказать, во имя чего и на какой ноте, а где и промолчать». Для этого нужно не выключать мышление.
Нужно понимать, что я хочу сказать, по какой причине, угодно ли то Богу и будет ли польза человеку от этого.
Разумная сила души – это одна из трех сил души (разумной, раздражительной и вожделевательной), также именуется словесной, мыслительной и познавательной. Она признается господствующей частью души. В своем неповрежденном состоянии разумная сила «здраво рассуждает и верно отличает добро от зла, и показывает определенно и властно, силе желательной, к каким вещам ей подобает склоняться желанием, какие любить, а от каких отвращаться» (св. Симеон новый Богослов).