Что такое самонадеянность? Это нетрезвая уверенность в своих силах и достоинствах.
Когда человек начинает работать над своими страстями, он использует те духовные знания, которые ему преподают учителя, которые ему открываются из Святоотеческой литературы… Применяя эти знания на практике, он нарабатывает определенный опыт в работе над собой. Появляется некоторая уверенность, изменяются отношения с близкими, коллегами, друзьями. И вот тут подстерегает опасность: я могу сам и в любое время справиться со своими страстями, у меня все под контролем. Это самообман, лукавство.
Смиренный человек боится обличать ближнего, но он всячески ищет обличения себе, потому что оно выявляет его страсти и грехи, от которых он искренне желает исцелиться.
Умное делание смирения включает:
1. Правильное мышление, установленное на фундамент Божьих законов и заповедей. Такое мышление имеет верные ориентиры и координаты для духа, души и тела, позволяет познать Бога и себя, дать правильную оценку своему состоянию.
У нас есть возможность заглянуть в будущее и избежать опасных ошибок. За основу возьмем произведение Рэя Бредбери «451° по Фаренгейту», тем более, что большую часть пути, представленного в этом романе, написанном в середине ХХ века, мы уже прошли.
Перед читателем предстает общество потребителей с высокими достижениями научно-технического прогресса, которые служат удовольствиям и развлечениям людей, но они несчастливы. У них есть многое, кроме свободы мыслить и чувствовать, книги объявлены за гранью дозволенного. Одни люди – их уже остались единицы – прячут книги, другие – пожарные на службе принятых норм и законов – их сжигают.
Украина, Житомирская область, с. Белки, лето 1997 года. Цветут люпины, вокруг простого деревенского дома буяет зелень, мужчины работают на огороде, а женщины готовят обед. Бабушка рассказывает семилетней девочке о том, что скоро она подрастёт и «…не успеешь и глазом моргнуть, как станешь взрослой девушкой, встретишь хорошего хлопца, выйдешь замуж и будет у тебя своя семья».
Рабство страстям – это подчиненность страстям духа, души и тела. Но Бог помогает скорбями обрести свободу – она возможна, когда в душе пребывает благодать Святого Духа.
Как разнуздать человека? Это значит, расчеловечить человека, лишить его тех качеств и свойств, которые делают его человеком. Самые главные из них – это дух и мышление.
«Духом называется словесная сила души человеческой, в которой запечатлен образ Божий и которою душа человеческая отличается от души животных…» (Игнатий Брянчанинов). Если разрушить дух и ум человека, он будет руководствоваться физиологией, эмоциями и страстями. Этот образ жизни настолько стал привычен, что «мы прилепились всею душою к веществу, никогда не думаем и не хотим думать о вечности, утратили драгоценное предощущение ее, стяжали ложное ощущение к нашему земному странствованию» (Игнатий Брянчанинов).
Механизмы участившихся революций не новы. В книге Сунь-Цзы «Искусство войны» (5 век до н.э.) написано: «Пусть на улицах вражеской столицы шепчутся, что князь обворовывает народ, советники его предали, чиновники спились, а воины голодные и босые. Пусть жители калечат имя своего князя и произносят его неправильно… Пусть им при сытой жизни кажется, что они голодают. Пусть состоятельные жители завидуют тем, кто в княжестве Вэй пасет скот. Разжигайте внутренний пожар не огнем, а словом, и глупые начнут жаловаться и проклинать свою родину. И тогда мы пройдем через открытые ворота…» Мышление людей целенаправленно повреждается, и они своими руками сдают страну неприятелю.
Человек создан Богом разумным.
Разум в человеке – это плод соединения со Святым Духом. Соединение со Святым Духом – это цель человеческой жизни. Для достижения же этой цели нужно служить Богу – жить по Божьим законам и заповедям, выполнять Божью волю.
Предстояние Богу – это обращенность сил души к Богу, и прежде всего внимания ума. Внимание должно быть непрестанным, потому что им поддерживается связь с Богом. «Главное, – надо стать умом в сердце пред Господом и стоять пред Ним неотходно, день и ночь до скончания жизни» (Феофан Затворник). Падение человека – это господство страсти над разумом человека, когда он сам сдается или когда сила страсти превышает возможность бороться с нею.