Механизмы участившихся революций не новы. В книге Сунь-Цзы «Искусство войны» (5 век до н.э.) написано: «Пусть на улицах вражеской столицы шепчутся, что князь обворовывает народ, советники его предали, чиновники спились, а воины голодные и босые. Пусть жители калечат имя своего князя и произносят его неправильно… Пусть им при сытой жизни кажется, что они голодают. Пусть состоятельные жители завидуют тем, кто в княжестве Вэй пасет скот. Разжигайте внутренний пожар не огнем, а словом, и глупые начнут жаловаться и проклинать свою родину. И тогда мы пройдем через открытые ворота…» Мышление людей целенаправленно повреждается, и они своими руками сдают страну неприятелю.
Человек создан Богом разумным.
Разум в человеке – это плод соединения со Святым Духом. Соединение со Святым Духом – это цель человеческой жизни. Для достижения же этой цели нужно служить Богу – жить по Божьим законам и заповедям, выполнять Божью волю.
Предстояние Богу – это обращенность сил души к Богу, и прежде всего внимания ума. Внимание должно быть непрестанным, потому что им поддерживается связь с Богом. «Главное, – надо стать умом в сердце пред Господом и стоять пред Ним неотходно, день и ночь до скончания жизни» (Феофан Затворник). Падение человека – это господство страсти над разумом человека, когда он сам сдается или когда сила страсти превышает возможность бороться с нею.
Иго – это главенствующая сила. Это господство Отца Небесного – Божий закон и Божии заповеди. Господь говорит, что Его сила, Его воля – это благо для человека. Но под игом грехов и страстей человек не воспринимает Божью волю как благо, хоть и страдает под их тяжестью. Иго страстей снимается лишь тогда, когда человек становится под иго Божье, т.е. возлагает душу и тело на волю Божью.
Исповедь – это открытие помыслов и дел Богу и Духовному Наставнику. Исповедь – это покаяние в присутствии свидетеля (Духовного Наставника). В исповеди важен сам смысл — чистосердечное раскаяние в содеянных грехах, искреннее чувство человека, сочувственное сердце.
«Светильник для тела есть око: итак, если око твое будет просто, то все тело твое будет светло; если же око лукаво будет, то и всё тело будет темно» (Мф. 6, 22). Так сказал Иисус Христос. В Евангелии слова в основном представлены так: «если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око худо, то всё тело твое будет темно».
Трезвый ум имеет ясность и понимает, что Святой Дух для души – это жизнь. Трезвый ум имеет трезвение чувств, потому чувствует, что истинно Святой Дух – это жизнь. Забвение и любовь к плоти привели к тому, что именно плоть воспринимается как жизнь.
Преп. Никифор Уединенник: «Внимание некоторые из святых называли блюдение ума, иные – хранением сердца, иные – трезвением, иные – мысленным безмолвием, а иные – еще иначе как. Но все сии наименования одно и тоже означают… Внимание есть признак искреннего покаяния. Внимание есть души воззвание к себе самой».
Человеку дана возможность мыслить. Однако наш ум часто находится в мечтаниях, а правильные мысли формируются, когда человек осознает кто он, где он, зачем пришел на землю, принимает Бога как Творца всего сущего.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Наша растленная природа склонна к скорому забвению всего святого и спасительного, потому что грехи и страсти непрестанно отуманивают, омрачают наши головы и сердца, занимают оные и господствуют в них, вытесняя воспоминания, помышления и чувства о священных событиях и великих Божиих к нам благодеяниях».