Несколько слов о трех частях души

Духовники (Исихий Иерусалимский, Максим Исповедник) едины в том, что душа имеет три части – разумная (мыслительная), желательная (вожделевательная) и раздражительная (чувствующая).
Лучше понять учение о силах души ученых-духовников могут помочь труды ученых-физиологов. В своей работе «Рефлексы головного мозга» И.М. Сеченов объясняет, что живые организмы реагируют на внешние явления (прикосновения, свет, звук) благодаря раздражению чувствующего нерва.

Откуда берутся педагогически запущенные дети?

В нашей школе есть класс, в котором 17 мальчиков и 4 девочки. От их учительницы часто слышны были сетования на то, что класс очень сложный, дети необучаемые. Думали, что много мальчиков, дисциплина хромает, отсюда многие проблемы. Но когда стали анализировать ситуацию, увидели неутешительную картину. Когда первая учительница в конце 4-го класса перешла в другую школу, в этот класс дали другого учителя. И она любовью смогла расположить к себе детский коллектив, настроить их на учебу. Стало понятно, насколько характер учителя может влиять на развитие ребенка. Теперь этому классу необходимо особое внимание. Необходимо больше понимания, любви, заботы, терпения.

Быть внимательным ко всем процессам в душе

Внимание – это сердце внутреннего делания.
Каким бы делом человек ни занялся, без внимания он никогда в нем не преуспеет. Поэтому внимание очень необходимо для нашей жизни, как внешней, так и внутренней.
Внимание – это сосредоточенность ума и его направленность на что-либо, имеющее значение для человека. Внимание улучшает результат других умственных процессов – таких, как запоминание, мышление, воображение, но оно не существует само по себе.

Духовность в общественной работе

Кто же такой общественник? Это активный гражданин, который создаёт, предлагает и активно продвигает решения общественных проблем, доносит проблемы горожан до руководства города. Он своей работой оказывает влияние на общество, но и прислушивается к реакции восприятия этим обществом.

В качестве одной из самых опасных проблем, поражающих всю социальную систему, выступает бездуховность, ведущая к проявлению нетерпимости, вражды, взаимной озлобленности. В общественной, как в любой другой деятельности, источником общественных отношений, основным капиталом является духовность. Без неё совершаются ошибки, возникают проблемы.

Быть честным и мужественным, чтобы не падать духом

Чтобы быть честным и мужественным и не падать духом, нужен постоянный труд над собой и Божья помощь. Представим себе ситуацию, когда родитель, воспитывая своих детей, страшится их обидеть и тем самым бездействует, нанося им вред. Он не помогает избавиться детям от вредных привычек, а наоборот, своим боязливым бездействием оставляет их в плохом поведении и неуважении к себе и другим. Или, например, человек выполняет работу и боится назвать клиенту справедливую цену, не думая о семье, а думая, как угодить клиенту, этим наносит вред себе, своим близким и клиенту.

О связи поколений

«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления. Ибо эта молодежь невыносима, не выдержана, просто ужасна»

Гесиод, 720 год до нашей эры

Современные дети. Какие они? Какие у них мысли, какие чувства? В каком мире они живут?

Самолюбие и почему его легче побеждать в его детях

Иисус Христос дал две наибольшие заповеди. 1) Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею. 2) Возлюби ближнего твоего, как самого себя.

Это заповеди правильной любви, меры любви к Богу, себе и ближнему. Всеми силами души нужно любить Бога, открываясь Ему, вмещая благодать любви, правильно проявляя её к себе и ближнему: любовь к себе – это мера, которой нужно отмерять любовь к ближнему. Меру не следует понимать только как количество любви, речь идет, прежде всего, о её качестве. Когда мера любви нарушается, возникает самолюбие – мы любим себя больше, нежели Бога и ближнего, и любим себя не той любовью, которой нас учит Отец Небесный.

Смиренномудрие

Прекрасное определение смиренномудрия дал Преподобный Макарий Оптинский: «Смиренномудрие – это умное делание смирения, проникающее в чувство души».
Ум должен быть в положении смиренно учащегося, чтобы познавать жизнь. Тогда он может быть научен Святым Духом – это основа Божественной мудрости.
Смиренномудрие как умное делание смирения можно рассмотреть на следующем примере. Будем совершать в уме делание следующих добродетелей:

Внутреннее делание. Часть 2

3. Духовное воспроизводство сил души. Это с Божьей помощью наладить духовное мышление и нарабатывать добродетели.

Прочувствовать этот этап внутреннего делания можно следующим образом. Стать на колени и поработать сначала над покаянным чувством – попросить у Бога прощения за то, в чём точно уверены, что неправы. Далее поработать над чувством благодарности – поблагодарить Бога за то, за что действительно чувствуем благодарность. Затем со вниманием читать молитву, вдумываясь в её слова и настраивая душу на духовный лад.

Внутреннее делание. Часть 1

Внутреннее делание – это порядок духовной работы над душой. Он имеет четыре этапа. Первые два этапа являются подготовительными.
1. Собранность сил души. Собрать силы души – это отвлечь их от разных предметов и явлений, чтобы ум был во внимании, воля в бодрости, чувства в трезвении. Это значит, не давать мыслям разбегаться, не «щупать» умом все подряд, не прилепляться умом к каким-либо предметам, явлениям, процессам, иначе к мыслям подключаются чувства, и вместе они ещё больше овладевают умом, а следом и волей.

  • Себестоимость

    Задача любой здоровой экономики качество производства повышать, а себестоимость понижать. Не набивайте себе стоимость – придётся её заплатить. Лучше повышайте качество производимых мыслей, слов и дел. Станете истинно богатыми.

  • Обновки

    Когда мы ищем обновок для души, следует вспомнить о хорошо забытом старом: терпении и смирении. Для души нет «моды» – есть только «классика», которая вне «моды» и всегда по душе и к лицу.

  • Многомерность и Маломерность

    Если двое людей живут в одном месте и в одно время, и одному и места достаточно, и времени на добрые дела достаточно, а другому всё места мало и времени не хватает – значит, эти люди живут в разных измерениях и мерами разными себе жизнь и от жизни отмеряют.

Пожалуйста, заполните поле Email