«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). По мнению Святителя Феолипта Филадельфийского в этом откровении речь идет о единстве ума, мысли (слова) и духа человека. Это основа общения души с Богом и суть включенного мышления.
Человек всегда наполнен мыслями, эмоциями, желаниями, представлениями. Но есть в нем пустота – это бездуховность, т.е. содержимое внутреннего мира человека настолько далеко от Истины и смысла жизни, что он сам становится далек от реальной жизни. Её в человеке нет, поэтому он пуст. Однако из этих пустых мыслей и желаний человек строит свое мировоззрение, изобретает новые смыслы, которые еще больше уводят его от Истины.
На первых же страницах романа Ивана Антоновича Ефремова «Час быка» возникают одновременно восхищение и печаль – вот так мы могли бы жить… В прологе идет описание урока в школе. Юноши и девушки изучают историю человечества Земли. По качеству и глубине мышления учеников видно, что воспитание и образование личности – это главная задача общества. Школьников не заставляют учиться, чувствуется, что они живут познанием – на нем сосредоточены все силы человека и общества. При чем тут экономика?
Истории известны многие революции, и практически все были с человеческими жертвами. В наше время, когда многие страны испытывают внутренние кризисы из-за протестов людей, нужно разобраться в истоках и понять, как же осуществить революцию без крови. Иначе, рано или поздно, она произойдет, но будет кровопролитие.
Одним из инструментов обличения является добродетель молчания. Разумное молчание ценится порой выше слов. Народная мудрость гласит: «Слово – серебро, молчание – золото». Авва Исаия советует нам: «Люби более молчать, чем говорить: от молчания ум сосредоточивается в себе, от многословия он впадает в рассеянность».
Санников Василий говорил, когда мы начинали доказывать свое: «Я помолчу». Его молчание заставляло нас задуматься, выйти из состояния сопротивления и услышать истину, т.е. обличало нас в сопротивлении учителю, гордыне, непослушании… Учитель знает, когда молчание пойдет на пользу ученику.
У нас перед Богом заслуг нет. Выполняя Божью Волю, мы должны понимать, что делаем то, что должны: «когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10). И делаем мы должное лишь с Божьей помощью, но подмешивая со своей стороны греховное. Поэтому заработок следует понимать как то, что в нашей жизни происходит промыслительно для исцеления души от грехов и соединения с Богом.
Крест души – это ее жизнь, внутренняя и внешняя, это то, что есть в судьбе и что должно быть по Божьему промыслу для исцеления души. Игнатий Брянчанинов пояснил, что значит крест человека:
«Господь сказал ученикам Своим: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24).
… Крест «свой»: скорби и страдания земной жизни, которые у каждого человека – свои.
Крест «свой»: пост, бдение и другие благочестивые подвиги, которыми смиряется плоть и покоряется духу. Эти подвиги должны быть сообразны силам каждого, и у каждого они – свои.
Крест «свой»: греховные недуги, или страсти, которые у каждого человека – свои! С одними из них мы родимся, другими заражаемся на пути земной жизни.
«В падшем естестве человеческом добро смешано со злом. … поражены недугом греховным и тело, и сердце, и ум. Пагубно льстя себе и обманывая себя, падшие человеки называют и признают свой разум здравым. Здравым разум был до падения; по падении у всех человеков, без исключения, он сделался лжеименным, и для спасения должен быть отвергнут» (1 Тим.6:20, 21) (Игнатий Брянчанинов).
Святой Дух – это жизнь для души, Его необходимо приобретать с помощью укрепления в себе добродетелей. Человек в его неосознанном и греховном состоянии, по сути, мертв. Живет лишь внешней своей формой. Святые называли это состояние ветхим человеком. Но он должен воскреснуть, т.е. начать жизнь внутреннего человека – духа и души. Это происходит, когда человек соединяется со Святым Духом. Иисус Христос, воскреснув телом, показал человечеству главный смысл – воскресение духа. Это иное состояние, когда на первом месте находится внутренняя жизнь, человек живет в духовном мире и может разговаривать с Отцом Небесным, учиться у Него. «Когда сделаемся сынами Воскресения, тогда и мы будем удостоены знания лицом к лицу. Тогда праведные удостоятся лицезрения Божия в радости…» (Василий Великий).
Что такое самонадеянность? Это нетрезвая уверенность в своих силах и достоинствах.
Когда человек начинает работать над своими страстями, он использует те духовные знания, которые ему преподают учителя, которые ему открываются из Святоотеческой литературы… Применяя эти знания на практике, он нарабатывает определенный опыт в работе над собой. Появляется некоторая уверенность, изменяются отношения с близкими, коллегами, друзьями. И вот тут подстерегает опасность: я могу сам и в любое время справиться со своими страстями, у меня все под контролем. Это самообман, лукавство.