Мужество, благоразумие, целомудрие и справедливость восстанавливают разумную силу души

Разумная сила души – это одна из трех сил души (разумной, раздражительной и вожделевательной), также именуется словесной, мыслительной и познавательной. Она признается господствующей частью души. В своем неповрежденном состоянии разумная сила «здраво рассуждает и верно отличает добро от зла, и показывает определенно и властно, силе желательной, к каким вещам ей подобает склоняться желанием, какие любить, а от каких отвращаться» (св. Симеон новый Богослов).

Полюбить Правду Божью, чтобы научиться дружить

Санников Василий нас наставлял: «Хочешь жить – давай дружить».
Дружить с человеком – это уметь видеть в человеке частичку Божью, уважать, видеть в человеке доброе, быть внимательным к его нуждам, заботиться.
Дружба основывается на уважении друг к другу, для этого необходимо трезвить себя, отсекать действие страстей.
Трезвение основывается на Правде Божьей, благодаря которой мы бдительны к себе и к людям. Нужно не бояться её и не прятаться от обличений, а каяться и смиряться с тем, что слаб и виноват. Нужно просить помощи у Отца Небесного, чтобы помнить о своих грехах и не превозноситься.

Божья Правда

Божья Правда – это то основание, на котором мы можем стоять, чтобы трезвиться.
Трезвение невозможно без Правды Божией. Пример трезвения – памятование о смерти, о том, что этот материальный мир не вечен. Чтобы эту правду вместить, надо потрудиться, убедить себя, направить свое внутреннее расположение и внешние действия в нужную сторону. Говорить самому себе: «Что же это я обижаюсь на того соседа за то, что полы не подмел в свою очередь? Что же это я насчёт всего этого сокрушаюсь, это же всё временно? А что же главное?».

Важные вопросы хранения ума

Хранение ума в основе имеет трезвение внимания (постоянную бдительность к помыслам) и смирение, в котором ум не парит, не отвлечен, не рассеян – он собран и сосредоточен на памятовании Бога и своих грехов. Если появляется греховный помысел, он отвергается усилием воли и обращением к Богу с краткой молитвой («Господи, помилуй»). Познание своих немощей и умножение молитв больше смиряют душу.
Порядок хранения ума требует дополнительных знаний, если душу возмущают страсти. Многие тонкости показал Преподобный Исаак Сирин.

В молчании обрести смирение и услышать Бога (по трудам Преподобного Никодима Святогорца)

«Двигатель языка – сердце; чем полно сердце, то изливается языком… излившееся чрез язык чувство сердца укрепляется и укореняется в сердце. Потому язык есть один из немалых деятелей в образовании нашего нрава».
Многословие в большинстве случаев рождается от горделивого самомнения, когда мы воображаем, что многое знаем и наше мнение самое верное. Мы испытываем неудержимое желание высказаться и многократно повторить, чтобы запечатлеть свое мнение в сердцах других людей, навязываясь им в учителя. И много говоря, лишь обличаем свое безумие и отсутствие духовного труда.

Вера, доверие, уверенность

В общем плане вера – это настроенность ума, воли и чувств души, благодаря которой формируется особое внутреннее состояние и поведение.
Также в моем понимании слово вера означает безоговорочно принимать ту информацию от человека, которому я верю, хоть его слова могут быть недоказуемы и нет возможности их объяснить. Говоря «я в это верю» – означает, что я согласен с данным утверждением, даже если его не понимаю, достаточно будет того, что я верю тому, кто это говорит. Также вера основывается на знании и опыте. Не всегда, выполняя какую-нибудь работу, я знаю, как ее нужно будет делать. Но, исходя из имеющихся опыта и знаний, я верю в то, что смогу выполнить работу, за которую взялся.

Самомнение и обидчивость

Самомнение – это преувеличенно высокое мнение о самом себе, своих достоинствах; завышенная оценка своей личности.

Преподобный Макарий Египетский сказал: «Самомнение есть ослепление души, не позволяющее ей познавать свою немощь», т.е. из-за самомнения мы забываем о том, что без Бога нам не справиться, рассчитываем на себя, считаем себя мудрыми, поэтому можно дать определение: самомнение – это слепота, в которой мы не видим ни Бога, ни людей, лишь себя.

Правильное воспитание

Мы часто слышим: «хорошо воспитан человек» или «плохо воспитан человек». А что вкладывается в понятия хорошее или плохое воспитание? Ведь человек может судить о воспитании другого по своим меркам. Плохо, по его мнению, относятся к нему – плохо воспитаны люди, хорошо относятся – хорошо воспитаны. А другому нас нигде не учили – скажете вы. В какой-то мере будете правы. Но…

Воспитание и образование

Работая учителем, часто задаюсь вопросами: что важнее в современной школе – воспитание или образование?, можно ли без воспитания получить качественное образование?, каким должно быть воспитание в школе, что оно должно в себя включать?
Размышляя над этими вопросами, прихожу постоянно к выводу, что ключевая фигура в воспитании ребенка в школе – учитель. Это подобие семьи: в семье – родитель, в школе – учитель. Да, этот вывод очевиден. Но как именно учитель должен стать и воспитателем? Составлять красивые сценарии мероприятий и проводить их с детьми, писать правильные конспекты уроков, подбирая необходимые материалы для его проведения?.. Да, это важно.

Истинная доброта

Добро – это все, что исходит от Бога. Это Благодать в душе, знания наработанные в процессе жизни. Добро – это все, что во благо для человека. Добро есть в каждой душе, так как по своей природе мы созданы Богом добрыми, но часто, то доброе, что есть в каждом из нас, переплетается со страстями, поэтому мы совершаем поступки согласно наполненности души, нашему воспитанию и жизненным обстоятельствам. Нужно понимать, что добро должно быть зрячим, для этого нужно правильная настройка мышления на выполнение Божьей воли.

  • Себестоимость

    Задача любой здоровой экономики качество производства повышать, а себестоимость понижать. Не набивайте себе стоимость – придётся её заплатить. Лучше повышайте качество производимых мыслей, слов и дел. Станете истинно богатыми.

  • Многомерность и Маломерность

    Если двое людей живут в одном месте и в одно время, и одному и места достаточно, и времени на добрые дела достаточно, а другому всё места мало и времени не хватает – значит, эти люди живут в разных измерениях и мерами разными себе жизнь и от жизни отмеряют.

  • Обновки

    Когда мы ищем обновок для души, следует вспомнить о хорошо забытом старом: терпении и смирении. Для души нет «моды» – есть только «классика», которая вне «моды» и всегда по душе и к лицу.

Пожалуйста, заполните поле Email