Духовный мир человека рассмотрим в двух аспектах: душевном и духовном. Первый предшествует второму. Человек собирает силы души – ум, волю, чувства – и его внутреннее делание представляет собой душевные добродетели (старание быть рассудительным, терпеливым, смиренным, насколько позволяет состояние сил души). В этом делании человек в некоторой степени видит духовный мир, свою нищету и малосилие, поэтому молится Богу и просит о помощи. Бог помогает благодатью – Святой Дух соединяется с духом человека, и его делание обретает иные свойства – духовные (укрепляющая благодать делает человека духовно зрячим, терпеливее, смиреннее, рассудительнее, и человек должен осознавать источник этой добродетельной силы). Об этом качественном различии писал Игнатий Брянчанинов: «Добродетели, рождающие молитву, различествуют от добродетелей, рождаемых молитвою: первые – душевны, вторые – духовны».
Мысль – достаточно полноценный образ действительности, создается (воспринимается) умом при помощи мышления, представляет собой ведение (знание), несет свет, порядок и видение мира. Мысль верна, когда ум основывается на правде и просвещается Святым Духом. В ином случае мы создаем некое представление без опоры на истинные ориентиры и координаты – будет либо ограниченное, относительное знание, либо заблуждение.
Помысел – это некий образ (импульс), который исходит из сердца, состоит из умопредставлений, запечатленных в мыслительном начале души, возгревается и движется раздражительным и желательным началами души.
Бог по любви и милости своей всегда нам помогает, только мы не всегда понимаем и принимаем эту помощь правильно и своевременно. Когда мы выбираем духовную жизнь, мы устремляем своё внимание к Богу и, доверяясь Ему, обращаемся за помощью, прилагая усилия в борьбе со своими страстями. В этом случае мы принимаем Божью помощь в прохождении через искушения с пользой для себя. Если же мы поддадимся страстям, то искушения могут увлечь и направить душу к погибели.
Не счесть в наши дни количества фильмов о зомби, в которых мертвые люди бродят по городам, под влиянием плотоядных инстинктов жаждая живой плоти. И никаких особых размышлений не возникает, пока внимательнее не увидишь себя.
Мы живем, руководствуясь старыми образами, реакциями и эмоциями. Как они сформировались в нашем сознании? То ли мы сами их создавали, то ли мы восприняли их от кого-то… Конечно, на этот вопрос можно ответить, но нужно присмотреться и вдуматься.
Мысль – это образ явления или предмета, который мы создаем в уме с помощью мышления. Образ – это не просто отражение действительности. Он как ключ соединяет с действительностью, позволяет ее видеть, распознавать, проникать в нее, познавать, создавая новые образы на основе изучаемых явлений мира.
Мы конструируем мысли из новых впечатлений, чувствований и созданных нами ранее мыслей-образов. В этом помогают функции ума – мышление, воображение и память. Ум всматривается в познаваемое явление, старается его узнать и познать. Узнать – это значит идентифицировать, сопоставляя с теми знаниями-образами, которые есть в памяти.
Помню, были в моей жизни очень странные 10 дней. Они запомнились мне по сей день, а прошло уже более 13 лет. Дело было летом. В колледже, где я училась, тогда были каникулы, работы у меня не было и настроения, почему-то, тоже не было. Я тогда очень любила себя пожалеть, мне казалось, что если меня есть за что пожалеть, то значит, у меня есть официальное разрешение бездельничать. Я и раньше была лентяйкой, но в те десять дней «превзошла саму себя». И вот, найдя для себя какой-то повод, я пожалела себя и решила посмотреть сериал чуть подольше.
Трезвение сердца – это стояние внимательного ума у врат сердца, чтобы видеть исходящие из него реакции и желания и входящие в него помыслы. Нужно не позволять греховным помыслам осквернять сердце, и не позволять страстным желаниям помутнить ум.
В сердце заключены самые сокровенные мысли и желания человека, но они во многом греховны, поскольку природа человека повреждена. Поэтому необходимо трезвение сердца, чтобы видеть его, «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15:19).
Каждый год в городе проводится олимпиада по русскому языку. В ней участвуют лучшие представители от каждой школы.
Я входила в состав комиссии, которая проверяла олимпиадные работы. И одно из заданий было таким: «Выбрать одно из перечисленных понятий: доброта, храбрость, альтруизм, порядочность, героизм, патриотизм – и раскрыть его значение».
Многие дети выбрали патриотизм – в школе этому вопросу уделяют внимание. Также выбрали понятие «доброта». И, читая работы, я обратила внимание на то, что ребята, кроме как «бабушку через дорогу перевести», ни одного примера на эту тему привести не смогли.
Я сама задумалась: «А что же такое доброта? Как рассказать о ней детям? Как современные девчонки и мальчишки понимают слово «доброта»?».
Человек создан по Образу и Подобию Божьему.
Образ Божий – ум, слово (мысль) и дух. Это значит, что первейшая природа человека заключена в его естественной способности мыслить и познавать, соединяясь со Святым Духом.
Неприятным открытием для взрослого человека станет осознание, что он не умеет мыслить. Вернее, он освоил некоторые азы в детстве и юношестве, затем остановился на уровне, достаточном для материально-биологического существования. Далее не развивает мышление и поэтому, к сожалению, не взрослеет как человек… И еще большим откровением будет понимание, что мыслящий человек всегда придет к вопросу о смысле жизни. В этой точке начинается рождение человека как существа разумного и духовного.