Велика картина будущего человека, открытая Богом в первом послании Коринфянам Апостола Павла. В Книге Бытия 2:7 говорится: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Апостол Павел поясняет: «сеется тело душевное, восстает тело духовное»; «сеется в тлении, восстает в нетлении»; «сеется в немощи, восстает в силе».
В Книге Бытия 2:7 говорится: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою».
Мы ценим и любим таланты и талантливых людей, но насколько же для нас непримечателен человек с целостным и ясным мировоззрением, здоровой волей и устремлениями… Зачастую мы не обратим на него внимание, не постараемся рассмотреть грани его видения мира и не расспросим, как он научился. Еще печальнее, если талант воспринимается лишь как средство для достижения денег и славы, а коль они есть, учиться не обязательно – это лишь пустая трата времени. И крайне тревожит, что за талант мы стали почитать отсутствие всяких норм мышления и приличия, из-за которых человек «творит» безобразие, возводимое в ранг самовыражения и искусства. Без разумности и чистоты, как отмечают истинно талантливые люди, невозможно не только справиться с талантом, но и остаться внятным человеком.
Память о смерти помогает трезво осознавать, что земная жизнь конечна – в любой момент душа может оставить тело. И здесь возможно два варианта: либо мы решим получить от этой жизни всё – это будут материальные блага, либо мы эту временную жизнь «используем», чтобы достичь, прорасти, родиться в жизнь вечную, настоящую. Это требует знаний о Боге, о себе как о душе, о своём предназначении и истинном благе, чтобы устремиться к такой жизни.
Покров – это облачение души человека благодатью Святого Духа.
Созидается духовный покров, когда человек внутренним деланием старается соединиться с Богом, живет по духовным законам и заповедям. Внутреннее делание должно быть без пауз, т.к. без живой веры и молитвы, трезвения, покаяния и смирения душа отходит от Бога и «разоблачается» – становится нагой без Божьей благодати.
Многие слышали о посмертных мытарствах и геенне огненной, о том, что грешники будут гореть в аду среди местных обитателей, которые жарят прибывающие души на сковородах. Последние утверждения некоторых ввергают в ужас – таких в наш образованный век становится все меньше, но у большинства вызывают улыбку неверия.
Гордыня кроется в чрезмерном полагании на себя в познании и понимании. Конкретнее, это значит – я сам решаю, что я понял. Какое основание этого решения? Своя воля и видимость (иллюзия) понимания, т.е. на некотором этапе мышления (в начале или в середине познания) мы решаем, что знаем. Мы становимся мерилом истинности знания, которое считаем реальным отражением действительности.
Восемнадцатая глава «Лествицы» в переводе Игнатия Брянчанинова называется «О нечувствии, т.е. о умерщвлении души и о смерти ума прежде смерти тела». Это емкое заглавие позволяет пролить свет на два важных христианских вопроса.
Когда мы говорим «движение – это жизнь», чаще всего представляем себе физическую активность и спорт, реже – движение по карьерной лестнице и путешествия.
Общаясь с близкими и знакомыми, в частности с теми, кого давно не видели и не слышали, можно заметить, что на вопрос «что нового?» наиболее распространенный ответ – «все по-старому». И может возникнуть ощущение застоя, отсутствия движения и новизны. Но есть люди, у которых при внешне однообразной жизни, движение и развитие весьма стремительны.
В слове Григория Богослова сказано: «Тому, что Бог есть творящая и содержащая причина всех вещей, нас учат зрение и естественный закон: зрение – воспринимая видимые вещи, … а естественный закон – посредством видимых и упорядоченных умозаключая об их Предводителе». По Максиму Исповеднику «… естественным законом он назвал природную энергию, … согласно каковой с надлежащим рассмотрением совершается восхождение по пути от низших к высшим», т.е. от внешних форм к сути вещей и явлений.