В первой части статьи «Ум, мышление и дух» рассмотрен здоровый механизм мышления человека, когда он заботится «иметь Бога в разуме» (Рим. 1:28), и Бог не только сохраняет его от превратностей и непотребств, но живет в человеке светом и пониманием смыслов мира.
Бог наделил людей умом, чтобы быть в них – «вселюсь в них и буду ходить в них» (2 Кор. 6:14), т.е. «Сущий начинает бытие, Несозданный созидается, Необъемленый объемлется через разумную душу, посредствующую между Божеством и грубой плотью» (Григорий Богослов). По его же слову «... Божество необходимо будет ограничено, если Оно будет постигнуто мыслью. Ибо и понятие есть вид ограничения».
Покаяние есть корабль, а страх – его кормчий,
любовь же – божественная пристань.
Преподобный Исаак Сирин
Взирая на своё слабое и редкое покаяние, огорчаешься, что страха Божьего в душе не ощущаешь. Чтобы не падать духом, важно понять, что чувство страха Божьего – это здоровое и естественное состояние души. Мы же глубоко болеем и это чувство нужно возродить.
Санников Василий говорил, что душе при ее творении дается 5 атимов, и пояснял, что атим – это абсолютно точно исчисляемая мысль.
«Нет ничего отважнее,
чем победа над самим собой»
Почему к докладу взят такой эпиграф? Что и для чего в себе нужно победить? И как эта победа связана с духовно-нравственным воспитанием?
Начало понимания, что есть ветхий и новый человек, – это осознание, что понятие «человек» относится не к телу, а к тому миру в нем, который есть разум, мысли, чувства, желания, воля, дух.
Первое – телесное – рождение человека страстно: его душа воплощается в человеческой форме тела, а это есть плоть, которая нуждается в пище, отдыхе, одежде, жилище. Человек страдает от голода, холода, усталости – эту страдательность Святые назвали естественной страстностью.
Велика картина будущего человека, открытая Богом в первом послании Коринфянам Апостола Павла. В Книге Бытия 2:7 говорится: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Апостол Павел поясняет: «сеется тело душевное, восстает тело духовное»; «сеется в тлении, восстает в нетлении»; «сеется в немощи, восстает в силе».
В Книге Бытия 2:7 говорится: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою».
Мы ценим и любим таланты и талантливых людей, но насколько же для нас непримечателен человек с целостным и ясным мировоззрением, здоровой волей и устремлениями… Зачастую мы не обратим на него внимание, не постараемся рассмотреть грани его видения мира и не расспросим, как он научился. Еще печальнее, если талант воспринимается лишь как средство для достижения денег и славы, а коль они есть, учиться не обязательно – это лишь пустая трата времени. И крайне тревожит, что за талант мы стали почитать отсутствие всяких норм мышления и приличия, из-за которых человек «творит» безобразие, возводимое в ранг самовыражения и искусства. Без разумности и чистоты, как отмечают истинно талантливые люди, невозможно не только справиться с талантом, но и остаться внятным человеком.