Краткие мысли, житейская мудрость на каждый день
Страсть начинается с искажения любви к Богу, к себе и миру. Изменение порядка и пропорции образует самолюбие, которое прорастает в душе тремя коренными страстями – славолюбием, сребролюбием, сластолюбием. В их глубине мы увидим, что эти страсти представляют собой нарушение естественных потребностей (функций) души.
Страсть как чрезмерная и противоестественная потребность человека произрастает на естественных потребностях души и тела, расстраивает их и разрушает порядок жизни. Душа духом (умом) должна следовать за Богом, тело – за душой. Страсти изменили этот порядок: ум отклонился от Бога и управляется низшими по отношению к духу и исказившимися потребностями души и тела.
Страсть – это сила, располагающая и привязывающая душу к греху, вбирающая в себя силы духа, души и тела, питающаяся ими. Она произрастает в душе и изменяет её первозданное естество (природу) так, что становится её свойством. Душа своими силами (ум, воля и чувства), призывая Бога, должна защищаться от страстей, чтобы не быть разрушенной и движимой страстями, которые перенастраивают силы души.
Чувства позволяют определить вкус и суть воспринимаемых явлений и вещей. И вместе с тем, чувство – это отклик души на восприятие, он изменчив и зависит от её настроения и духовного состояния. Здоровые чувства как средства восприятия мира верно определяют полезное для души, помогают ей придерживаться правильных предпочтений.
Духовное воспроизводство воли – это исправить свою волю так, чтобы она стала едина с Божьей волей, т.е. познать, понять и принять её в общении с Богом и исполнить благодаря укреплению Святым Духом.
Воля представляет собой возможность воплотить произрастающие из мировоззрения и природы души желания и стремления. Сила воли включает знания и силу ума, а также добродетели (терпение, смирение, ответственность и т.д.). Если повреждается ум, то впоследствии повреждается и воля.
Страсти не рождаются на пустом месте. Для их появления всегда имеются основания. При наличии таких оснований поражаются добродетели. И такими добродетелями являются чувства человека. Самые обычные, данные нам Богом от рождения. Когда к этим чувства мы присоединяем гордыню, тогда появляется страсть.
Собранный и предстоящий перед Богом человек готов к общению: слышать, видеть, чувствовать, осознавать и понимать Божью волю, откровения и жизнь. Богообщение – непосредственный контакт души с Богом и приобщение человека к благодати Святого Духа. Преобразовывая страстные мысли, чувства, фантазии, заблуждения (иначе мы их и воспроизводим), мы открываемся Богу, чтобы воспринимать Его слова и сигналы, воспроизводить их в Богомыслии, духовных чувствах и выполнении Божьей воли. Силы души повреждены, поэтому мы встретимся со многими трудностями и преградами.
Понимание ближнего — это первый шаг к его познанию и возможному сотворчеству. Но как понять человека правильно, как сделать верные выводы из его слов? Тут нужно духовное видение и хороший навык. Если говорить о понимании сказанного, то возникает ряд трудностей. Первая и основная трудность — это то, что под значением каждого слова, каждого термина и понятия у нас людей закладываются свои образы и свой, строго индивидуальный смысл.
По достижении собранности сил души (их остатков, доступных на данных момент) мы должны предстать перед Богом. Ум не рассеян, внимателен к мыслям, чувствам, воле. Чувства настроены на восприятие импульсов, реакций и процессов в душе и за её пределами. Воля в рабочем напряжении: поддерживает работу ума, чувств, готова к действию.