Генетика мышления. Часть 2

Григорий Палама пишет: не погрешительно ли полагать человеку, что сам «сможет изречь логосы, пребывающие в творческом Уме … «Ибо кто познал ум Господень? – говорит апостол. А если эти логосы невозможно [познать], то и их образы в душе не постичь с помощью внешней мудрости. Так что добываемое из этой мудрости знание божественного образа является лжезнанием».

Святитель проясняет несколько моментов, относящихся к генетике души:

1) логосы (смыслы, истины) пребывают в Самом Боге: поэтому единородный Сын Божий – Бог Слово;

2) в душе, созданной по образу и подобию Божиему, заключены образы логосов – истин, которые есть ее генетическое родство Богу;

3) эти образы невозможно познать внешними знаниями, созданными материальными науками (возникшими из наблюдения за физическими объектами), и тем более плотским ненаучным мудрованием;

4) образы души проявляются Богоявлением – Светом, воплощающимся живой благодатной истиной.

Последний пункт представляет собой суть Второго Пришествия: Бог Слово придет с телом, «но с таким, с каким Он явился или показался ученикам на горе, когда божество победило плоть» (Григорий Богослов). На горе Фавор Его божественным телом был Свет. Этот Свет преобразит человека – воскресит живые и верные образы в душе, которые позволят человеку увидеть и познать истину.

Ключевые выводы, исходя из мысли Григория Паламы:

1) логосы имеют образы, которые генетически запечатлены в душе: «в нас есть образы логосов творящего Ума» (Григорий Палама);

2) образ без логоса непознаваем, равно как и логос без образа;

3) для познания необходимо единение Святого Духа и души (зачатие), тогда она в свете истины увидит логосы благодаря запечатленным в ней образам. «Душа, соединившаяся со светом небесного образа, уже и теперь ипостасно посвящается в знание тайн …» (Макарий Великий).

Такое зачатие описал Феофан Затворник:

«Первая производительная сила христианской премудрости – Дух – дар премудрости и откровения от Духа Святого, в чистые сердца верующих влагается...

Вторая производительная в деле христианского ведения сила есть сердце чистое, в коем от действия благодатного дара премудрости и откровения разверзаются очи видети. – Кто сего сподобляется, у того являются просвещенные очи сердца ...

Дух премудрости и откровения и сердце очищенное – разны: тот свыше от Бога, это – от нас. Но в акте образования христианского ведения они нераздельно сочетаваются и только совместно дают ведение. Сердце, как ни очищай (если можешь без благодати), не даст мудрости; а дух мудрости – не придет, если не уготовано ему в жилище чистое сердце».

Для зачатия особое значение имеет чистота сердца, ибо оно есть «хранилище мыслительной способности души» (Григорий Палама). «Чистое сердце представляет Богу абсолютно безвидный ум, готовый принять в себя отпечатки лишь тех образов, через которые Ему присуще являться» (Максим Исповедник). В этом откровении проясняется суть заповеди: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Все святые говорили о чистоте души – о незапятнанности ее генетики: образов, которые заключены в ней и предназначены для единения со Святым Духом, что зародит в ней духовный разум и позволит увидеть Бога. Душе необходимо блюсти чистоту от страстей и плотскости, иначе, упав в материальность, она повредит свои основы и не воспримет Дух.

Душа в любом случае зачинает разум – истинный или ложный. Поэтому в Новом завете Бог особо открывает значение Слова как рожденного от Бога и как Истины. «Почему Слово? Чтобы показано было, что произошел из Ума. Почему Слово? Потому что рожден бесстрастно. Почему Слово? Потому что Сын – образ Родившего, всецело показывающий в Себе Родившего, ничего не отделивший от Него и Сам в Себе совершенный, как и наше слово изображает собою целое наше понятие». «Ибо что иное Он, как не печать и образ, показывающий в Себе всецелого Отца?» (Василий Великий).

Плотской человек может подумать, что весьма далек от вопросов, касающихся образов души, и ошибется, потому что все ключи понимания жизни на Земле находятся в этих основополагающих образах: кто такой человек? в чем смысл жизни? что есть добро и зло? Всё, определяющее человека, заключено в Духе и образах души. И если открывается эта правда Богом, а не личными размышлениями, то как далеко человечество ушло от Бога и от логосов, как глубоко пребывает в своем лжеименном разуме.

«Предмет лжеименного разума – одновременное и тленное. Когда предметом его делается вечное и духовное, то суждения его вполне неосновательны и ошибочны. Он лишен просвещения свыше, объясняющего предметы духовные; для собственных его сил без откровения эти предметы недоступны; посторонний в нем свет есть свет темных духов лжи. Все сведения доставляются ему чувствами телесными, которые повреждены падением» (Игнатий Брянчанинов).

Итогом отпадения от Бога явилось следствие, отмеченное Макарием Великим: «внутреннему человеку после падения свойственно уподобляться внешним формам», т.е. человек избирает внешнее и по его образам мыслит основополагающие для своего существа вещи. Это искажение образов души, иначе – тление. Например, наблюдая за животными, человек обосновывает свои действия их поведением и уподобляется им, не воспринимая при этом духовный смысл создания Богом животных. Это значит, что Адам «не сохранил соответствие образу» (Григорий Палама).

Что именно испортило генетику души – чистоту образов? Григорий Палама отвечает: «Разве не грех и либо незнание должного, либо пренебрежение им? Почему без научения мы не замечаем их, если они являются напечатленными в нас самих?» И отвечает: «Не потому ли, что страстная часть души, злодейски восстав, извратила их, расстроила зрение души и далеко увела ее от красоты Первообраза?»

«Дарования Божии вмещаются лишь в чистых и им подаются» (Святые Варсонофий и Иоанн). Прежде появления плода истинного слова происходит очищение души от безобразий и греховных плодов (неистинных образов мысли), которые она успела зачать от мира и своего нечистого сердца. «Когда помыслы погружаются в услаждение постижением сокровенной в словесах премудрости, тогда человек, в какой мере извлекает из них уяснение, в такой же оставляет за собою мир, забывает все что в мире, и все воспоминания, и все действенные образы овеществления мира изглаждает в душе» (Исаак Сирин). Для этого потрудиться много предстоит душе. «Воспоминаний о том, что ты видел, слышал или сделал, ничто не уничтожает, кроме молитвы, соединенной со смирением, трудами, и слезами, и с отсечением своей воли» (Святые Варсонофий и Иоанн). Об этом говорит и Исихий Иерусалимский: «молитва освобождает наш ум от всякого вещественного образа лукавых помыслов и дает ему познать словеса супостатов». Истинное познание требует чистоты и молитвы – в них образы неповрежденные и неовеществленные сочетаются с Духом. Он же обретает душу, способную зачать и умножить в себе дух: «Рожденный от Духа есть дух» (Ин. 3:6).

«Соделавший [свое] сердце чистым не только познает логосы [всего] того, что ниже и после Бога, но и узрит в себе после прохождения всего наивысшую цель благ. В таком сердце рождается Бог, и на этом сердце, словно на неких скрижалях Моисеевых, Он удостаивает начертать посредством [Святого] Духа собственные письмена настолько, насколько оно возрастило самое себя согласно заповеди, таинственно повелевающей: Умножайся (Быт. 35:11)» (Максим Исповедник).

Лукавый помысел сочетается с душой через ее искаженные образы, и она зачинает и рождает такой же тленный образ (плоть от плоти), который она будет воспринимать как себя и свое детище – это ее мировоззрение, пронизанное самолюбивой волей. Его человек обычно защищает, поскольку это его самосознание. Его Иисус Христос заповедовал отвергнуть: «кто хочет по Мне идти, да отвержется себя и возьмет крест свой и по Мне идет» (Мк. 8:34), потому что Он «есть путь и истина и жизнь (Ин. 1:14) – ориентир, как пройти второе рождение в Духе и сказать: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Когда образы, посредством которых душа видит духовный мир, воспроизводятся и утверждаются на законах, заповедях и откровениях Божьих, тогда плотское и слепое мышление и мировоззрение человека Святым Духом преображается в живое духовное зрение и знание. Так смотрящие «получают духовные глаза и имеют ум Христов (1 Кор. 2:16), коими и видят Невидимого и мыслят о Непомыслимом: ведь невидим Он не для Себя Самого, а для тех, кто мыслит и смотрит тварными и природными глазами и помыслами» (Григорий Палама). Эти слова проясняют откровение Христа: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18).

Святые настоятельно призывают душой и сердцем «безмолвствовать от всякого помысла». Душа должна пребывать в чистоте, дабы не зачать от плотского и лукавого, но приуготовить себя к пришествию Бога и сочетаться с Ним непорочным зачатием. Об этом сказал апостол Павел: «я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2 Кор. 11:2). Только в Боге душа принимает семя здравое и раскрывается сама как плодоносная Богородица: «кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» (Ин. 15:5). Ум принимает Свет, связывая его мыслью, и благодатью провожает в душу, где зачинается плод, которым возрождается и созидается разум.

В Богоявлении происходит обновление образа Божьего в человеке (обновление чистоты образов души и способности мыслить и видеть реальность) и познание принадлежащего Духу. Это причастие «неразделимой жизни Духа» и жизнь «божественной и вечной жизнью Вселившегося» Духа Святого. Свет Духа сочетается с образами души, в ней зачинается слово – духовный разум. Зачиная от лукавого помысла, душа прелюбодействует и рождает лукавое представление, желание и действие. Порочное зачатие формирует ложный разум.

Человек существо словесное, т.е. разумное. Но он не завершен в своей словесности: она дана как генетическая основа, предназначенная для развития и становления в совершенстве. Слово – это разум и мудрость, их нужно обрести, вместить. «Слово было у Бога и Слово было Бог» (Ин. 1:1). Откровенно о Слове говорит Нил Синайский: «Добродетели проходим мы, потому что требуются они природою; природе покорствуем ради осуществовавшего ее Слова (Бога). Слово же сие является (в сознании нашем печатлеется) обыкновенно в молитвенном состоянии».

Как Слово осуществовало природу? Явило её во вселенной (находясь в человеческой форме тела) и проявило для человечества, став и Сыном Божиим, и Сыном Человеческим. Поэтому Иисус Христос – это путь, истина и жизнь для человека, созданного по образу и подобию Божьему. Сказал Бог человечеству: «Вселюсь в них и буду ходить [в них] и буду их Богом» (2 Кор. 6:16). И также: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3). Значит, Бог Слово – путь, которым ведет Святой Дух. Человек унаследовал природу Бога и должен также её «осуществовать», памятуя, что это совершается Святым Духом посредством слова, ибо слово уловляет Дух (Василий Великий). И человек обретает в себе Слово. «Словом Господним небеса утвердились, и Духом уст Его вся сила их» (Пс. 32:16). Иными словами, словом Бога утверждается разум и поддерживается Святым Духом. В Слове человек причащается Богу, поэтому должен учиться и креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28:19). Здесь можно осознать важность откровения Санникова Василия о третьем языке. Первый язык – устный, второй – письменный, третий – откровение Бога. Слово зачинает и формирует разум человека, но язык – его носитель. Человечество пока остановилось на первых двух, но без третьего нет истинного разума.

Как человеку словом «осуществовать» духовную природу, данную Богом? Велика природа души. Не постичь ее умом. Бог так создал человека, чтобы прийти во внутренний храм души и ввести ее как невесту в Свой Храм. Только Дух придет и проявит, а человек уразумеет и сохранит в себе как атим («от вселения – явление»). Образы в душе запечатлены, но являются только в свете Святого Духа. И это уже не сам ум видит – он в Духе выше своего естества. Просвещенный благодатью ум «даже видя себя самого, видит себя как другое, хотя [смотрит] и не на что-то другое, и не просто собственный образ созерцает, но запечатленное благодатью Божией в его собственном образе сияние, дающее уму способность превосходить самого себя и совершающее [его] единение с чем-то лучшим и превышающим разумение, благодаря которому ум лучше, чем [это возможно] по человечеству, видит в духе Бога» (Григорий Палама).

Колебание ума «рассеивает Христос, если основанием ума непрестанно на Нем утверждаемся» (Исихий Иерусалимский). Основание ума – разве не глубина души (ее сердце), где положены образы как основа мышления и познания. Утверждение в Христе – это причастие Ему и соединение с Ним. Человеку требуется:

1) внимательно думать, дабы углубиться в те основы, где происходит процесс мышления (где человек касается образов души);

2) предстоять Богу и молиться в духе и истине, дабы Он причастил душу, и образовалась связь Духа и образов души (зачатие), которая родит разум и знание.

Григорий Палама указывает на способность «изречь логосы, пребывающие в творческом Уме». Санников Василий сказал: «называть вещи своими именами и говорить ключевыми словами». Назвать вещь своим именем – это изречь логос. К этому таинству человеку предстоит долгий путь познания и Богооткровения. Надлежит познать имя и не растворить его в многословии, не угасить ложными именами, сказать теми словами, которые станут ключами к сути и сказать ровно столько, чтобы истина была выражена. И в этом нельзя своевольничать: «так как всякая истина имеет свой круг понятий, то озарение вводит ум через сердце в созерцание всего этого круга» (Феофан Затворник).

Словесная часть души – умная, но не самодостаточна. Познавший себя увидит: без Бога он имеет пустую завязь без плода. Да и «пребывающий в пустых умопредставлениях ум далеко отстоит от Бога» (Евагрий Понтийский). «Ум должен достичь «места молитвы, ибо он может быть занят (философским) умозрением о сих вещах и углубляться в причинные их отношения. Хотя все сие суть отвлеченности, но как они суть умозрения о вещах, то печатлеют в уме образы их, – и далеко отводят его от Бога» (Нил Синайский).

Должен созреть плод – духовный разум: прообразом является зачатие Девы Марии от Святого Духа и рождение Бога Слова. Присутствие Духа в душе должно продолжиться воплощением, т.е. душа, вместив Святой Дух, должна зачать от Него, чтобы Слово стало плотью (Ин. 1:14). Душа обоживается и преображается, созидается ее новое тело – духовное. Это генная инженерия. Святые подчеркивают: человек разумный вместил Слово и бдит над бессловесной (неразумной) частью души, дабы не утратить, поскольку «страсти бессловесной нашей части, взяв силу, не позволяют уму действовать словесно (как требуется от разумного)» (Нил Синайский).

  • Себестоимость

    Задача любой здоровой экономики качество производства повышать, а себестоимость понижать. Не набивайте себе стоимость – придётся её заплатить. Лучше повышайте качество производимых мыслей, слов и дел. Станете истинно богатыми.

  • Обновки

    Когда мы ищем обновок для души, следует вспомнить о хорошо забытом старом: терпении и смирении. Для души нет «моды» – есть только «классика», которая вне «моды» и всегда по душе и к лицу.

  • Многомерность и Маломерность

    Если двое людей живут в одном месте и в одно время, и одному и места достаточно, и времени на добрые дела достаточно, а другому всё места мало и времени не хватает – значит, эти люди живут в разных измерениях и мерами разными себе жизнь и от жизни отмеряют.

Пожалуйста, заполните поле Email