Уровни словесности человека
Условно можно выделить три взаимосвязанных уровня словесности в человеке.
1. Образно-впечатлительный. В душе, соприкасающейся с реальностью, рождаются образы, образуются впечатления. Это происходит автоматически и определяется базовыми условиями: состояние мировоззрения человека и его страстность. Этот уровень Святые призывали контролировать и оберегать, чтобы не было блуждания помыслов в душе, влекущих ее во внешний мир и страстные представления. Если человек остается на этом уровне сознания, он не облачил свой ум в слова, использует их по внешности (как инструмент разговора), обозначая воспринятыми с детства словами представления и эмоции, не особо разумея значение слов. Этот уровень с точки зрения духа и ума является условно-словесным – здесь полноценного слова и его силы в человеке нет.
2. Знание-созидательный. Это уровень осознанного формирования мышления и мировоззрения. Душа, постигая мир, с помощью Света Божьего, Святого Писания, законов и заповедей, вместе со Святым Духом созидает в себе умную силу, наполненную высокодуховным знанием, облаченным в слово. Без этого труда ум пуст и рассеян, влачится за временными и суетными впечатлениями и переживаниями. На этом уровне создаются основы разума человека, на которых плодотворится духовный разум соединением с Духом Святым.
3. Духовно-бытийный. Здесь подвижникам открывались определенные уровни бытия Бога. Мышление останавливалось, человек духом переживал Его бытие и непосредственно познавал Бога. Это состояние описано апостолом Павлом: «Знаю человека во Христе, который … восхищен был до третьего неба. … Он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2Кор. 12:4). Слова не изречены – внутри сказаны Духом о том, чего нет в земной реальности, постигаемой органами чувств. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9).
Все эти уровни словесности есть в человеке. Первый уровень родственен животным и действует автоматически. Второй уровень требует включения мышления и показывает, что человеку Богом даны силы для их целевого возделывания. На третий уровень человека возводит Бог силой Святого Духа и живет в человеке, открывая душе Свой мир.
Ирина Матюш