Дух и образ
Иисус Христос часто говорил с людьми притчами: «потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» (Мф. 13:13).
Притча – это образ, необходимый для объяснения духовного явления, которое человек на данный момент не может увидеть и понять.
Образ сеятеля дан Христом для познания таинства возрастания Божьего слова в душе человека (Мф. 13:3-9). Семя – слово о Царствии Небесном; почва – душа; посеянное при дороге семя, похищаемое птицами, – слово, теряемое неразумеющим от воздействия лукавого духа самомнения; семя, упавшее в каменистых местах, быстро растущее, но и быстро сохнущее от зноя, – это радостно принятое слово, но не укорененное в сердце и быстро гибнущее в скорбях; семя, посеянное в терние, но заглушенное им, – это слово, прививаемое на почву плотского и страстного мировоззрения и погибающее от него. Лишь семя, посеянное на доброй земле – в душе слышащего и разумеющего слово, плодоносит (Мф. 13:18-23).
Образ точно передает суть духовного процесса, но посредством земных, хорошо известных человеку, явлений описываются духовные законы и закономерности. Образ как семя, попадая на возделанную мышлением и смирением почву души, принимаемый как святыня, прорастает. Происходящее в душе великолепно отражает образ горчичного зерна. «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13:31-32). Понять этот образ темным сознанием невозможно. Но видящий видит. Горчичное зерно – Божие слово – зачинает в душе новую реальность: в ветхом человеке благодатью рождается новый человек. Эта новая реальность – пространство духа, тонкий мир, в который прилетают птицы небесные – откровения Бога и укореняются в нем.
Образ без Святого Духа для разумения закрыт. Как «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3), так в Его слове воспринять истину можно лишь Духом Святым. Сначала необходима умная вера для назидания душе образа как правильного представления. Постепенно вмещая Святой Дух, благодать на благодать (Ин. 1:16), душа увидит реальность. Она реально видит, как в ней появляются откровения, и, свято принимаемые, укореняются в ее сознании, взращивая его ближе к Богу. Она озирается понять, как же в ней появляется это бытие? И понимает: начало – Божье слово, принимаемое, осмысливаемое и возделываемое.
Посредством образов душа воспринимает и видит реальность. Правильный образ, вмещаемый душой, организует ее умный взгляд, создавая ее мировоззрение, и душа благодаря ему видит и осознает реальность, являемую ей Святым Духом. Так и ребенок воспитывается на книгах, герои которых честны и порядочны, живут по совести и правде. Он вбирает образ как ориентир и старается через эти ценности смотреть на мир. Они постепенно взрастают в его природе.
Как семена с духовным смыслом, образы, даваемые Святым Духом для образования мировоззрения души, истинны, поэтому благодаря им она воспримет настоящую реальность. Как происходит зачатие, вынашивание и рождение духовного разума, тайна. Но истинный образ дан – рождение Иисуса Христа Пресвятой Богородицей. В этом историческом событии заключен образ зачатия от Святого Духа живого слова Бога и его рождения, посредством которого происходит вочеловечение Самого Бога. Ведь Бог сказал: «вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6:16). Все образы учения Христа, образы внешней жизни Его и Богородицы поясняют это внутреннее таинство.
Объяснить духовные явления в полной мере невозможно, поэтому используются образы, и тому есть несколько причин.
1. Человеческое мировоззрение образуется постепенно: мышление принимает образ, живет им, возделывает его в душе и со временем нарождается духовный истинный образ мыслей. У человека чистого сердцем образ мыслей чист (без примесей и искажений страстей и невежества), поэтому он видит Бога (Мф. 5:8). Бог особо заботится о воспитании здорового мышления и мировоззрения, дабы общение и обучение человека не прервалось.
С одной стороны, Бог открывает человеку истину – образ того, что ему неведомо и невидимо. С другой стороны, это знание, сообщаемое человеку, изначально может быть воспринято только как образ. В нем пока нет реального видения (образ в основном создан воображением), но это первичное представление – по сути, образ, который должен стать мыслью человека. Поэтому знания не передаются, они взрастают в душе человека изнутри.
По мере осмысления и единения с Божественной реальностью (это единый процесс), человек прозревает и видит духовные явления, образ раскрывается и оживает, становится знанием в деталях. Далее человеку открываются новые знания-образы для его введения в духовную реальность и приближения сознания к Богу. Образы последовательно раскрываются в образах как Цветок Папоротника. Мировоззрение человека созидается как упорядоченная система образов, посредством которых воспринимается и видится реальность. Поэтому человек с довлеющей долей плотских образов в мировоззрении не может уловить духовную реальность и ее ценности, они чужды его духу.
2. В общении с Богом именно дух человека принимает образ-откровение, поскольку «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24). Образ дается человеку Духом, и дух человека, приняв образ, умом осмысливает его. Для такого общения Бог в основу природы человека положил троицу по Образу Своему: ум-слово (мысль)-дух. Следовательно, вне духа, не погрешая, мыслить невозможно, и, дабы быть в общении с Богом, предписано духом ходить (Гал. 5:16). Общение Бога, который есть Дух, и человека, также имеющего в себе дух, происходит большей частью образами.
3. Святой Дух показывает духовную реальность, а человек, насколько может, имеет перед внутренним взором целостное видение-образ. При этом Святой Дух открывает смыслы, которые полноценно описать словами невозможно. Смысл воспринимается целостно и переживается душой как образ-видение-понимание, поскольку духовные явления не облачаются полностью в слова, ибо для многих из них слов нет. О духовных состояниях сказано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). Апостол Павел говорит о восхищенном до третьего неба, который «слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12:2). Но духовности нужно учить, поэтому знания облачаются в образы.
Мышление человека механистично, оно не сможет полноценно передать в словах и понять, что есть Дух и Жизнь и, тем более, их Творца. Во всяком, даже земном, явлении есть тайна – нечто непостижимое, Богом осуществляемое, поэтому не способен его ум полностью разложить на элементы. Образ принимается духом, осмысливается мышлением. Он пока механистичен, хоть и весьма реалистичен. Оживает он в духе человека, когда его дух един со Святым Духом. Постижение образа – это таинство, происходящее причастием Святому Духу. Принять образ-откровение как святыню – наука и искусство внутреннего делания.
Ирина Матюш