Мужество и страх Божий в работе над собой
Страх Божий помогает не грешить, а мужество – терпеть скорби и немощи.
Страх Божий рождается верой, сам же он рождает воздержание от страстей, которое, укрепляясь мужеством, помогает терпеливо переносить скорби. «Терпеливо переносящий скорби возымеет упование на Бога; упование на Бога отрешает ум от всякого земного пристрастия, а отрешенный от этого ум возымеет любовь к Богу» (Максим Исповедник).
Страх Божий – благоговейное отношение к Богу, проявляемое 1) в осознании своей страстности и греховности и боязни наказания за нарушение Божьих законов (новоначальный страх); 2) в любви к Богу и тому, что от Него, в осознании и ощущении Божественного присутствия и боязни потерять благодать и связь с Богом (совершенный страх). Таким образом, в обретении страха Божьего не меньшее, чем вера, значение имеет познание себя. «Познавший себя достиг разума страха Господня и, ходя в оном, достигает врат любви» (Иоанн Лествичник).
Как человек от новоначального страха Божьего приходит в совершенный страх Максим Исповедник пояснял: «Боящийся Господа имеет всегда своим собеседником смиренномудрие и через его наставления приходит к Божественной любви и благодарению. Ибо этот собеседник напоминает [боящемуся Господа] его прежнюю мирскую жизнь, различные прегрешения, бывшие в юности его искушения; напоминает то, как Господь избавил его от всех них и что от жизни страстной привел его к жизни по Богу. Тогда вместе со страхом [Божиим этот человек] получает еще и любовь и в полноте смиренномудрия возносит благодарения Благодетелю и Кормчему жизни нашей». Нерадивая и сластолюбивая душа страха Божьего чувствовать не может (Блаженный Диадох).
Мужество становится опорой воздержанию и помогает переносить волнения помыслов и угнетение страстей, возымевв мыслях «твердое упование на Бога». Мужество – это решимость встречать скорби и трудности, не теряя стойкости духа, с упованием на Божий Промысел, благодаря действию Святого Духа в душе.
Мужество проявляется как «твердость в опасностях» (Григорий Богослов) и «твердость в истине и сопротивление врагам: когда не уступишь им, они отступят …» (Антоний Великий). «Истинное святое мужество всегда соединено с чувством глубокого смирения. Смиренный всегда готов потерпеть, и внутреннее, и внешнее, считая себя достойным не только посылаемых скорбей, но и еще больших» (Никон Оптинский). Страх Божий и мужество коренятся в смирении и имеют своим венцом любовь к Богу, которые являются главной целью внутреннего делания, поэтому и страх Божий, и мужествоесть признаки деятельной веры и обретения благодати Святого Духа.
Ирина Матюш