Ум, мышление и дух. Часть 3

В первой части статьи «Ум, мышление и дух» приведены откровения Максима Исповедника, раскрывающие строение и деятельность ума:

1. «... божественные умы обращаются вокруг самих себя ... исходя из себя в размышления и в самого же себя возвращаясь, т.е. не рассеиваясь при выходе из себя вовне и не делясь ...»;

2. ум, воссияв от Бога, движется «около Него как вокруг центра, и движение этоне какое-то пространственное, но умственное и жизненное. … Круговым же это движение представляется потому, что оно возвратное и совершается около Него».

По образу строения умной природы человека Бог показал Моисею нерукотворную скинию (храм) и велел подобным образом создать рукотворную. Общая ее часть называлась скиния собрания (святилище) – это смысл собранного и чистого ума. В ней за завесой было Святое Святых, где находился ковчег откровения, в котором хранились скрижали с данными Богом письменами. Здесь Бог сказал, что будет открываться Моисею (Исх. 30:36). На ковчеге откровения были сделаны золотые херувимы: Святые в откровениях писали, что херувимы находятся вокруг Бога, причастны Его бытию и видят Его смыслы.

В центре ума находится Святая Святых (Царство Небесное), где Бог ему открывается, а ум причащается Бога, обретая от Него бытие. Ум собирается, чтобы войти в самого себя, в Духе и Истине предстать пред Богом. Путь ума к центру себя слагается из духовного делания добродетелей (исполнение заповедей, освобождающее ум от страстей) и созерцания, видения и ведения (познание незримого – Божьих смыслов и промысла, законов и закономерностей). «Когда ум обнажится от страстей и просветится созерцанием сущих, тогда он может быть в Боге и молиться как должно», а далее – «когда [ум] оказывается в Боге, то он, воспламеняемый любовным томлением, прежде всего взыскует логосы, которые окрест сущности Его…» (Максим Исповедник).

Ум благодатью Святого Духа последовательно очищается, созидается мировоззрение и система действительных знаний. Собирание и устроение ума вращением вокруг Бога и самого себя происходит с последовательным продвижением внутрь, где в разумности и чистоте проявляется Святая Святых, и Бог открывается уму. Именно такой ум (и, соответственно, душа) есть храм, в котором Бог является человеку и познается им: «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Продвижение внутрь ума наряду с постижением смыслов предполагаетих средоточие в центре ума. Это не просто осмысление и «пропускание через себя» – это выстраивание смыслов и знаний (бытия души) изнутри осознающей себя духовной личности, поэтому человек, познавая и осмысливая себя, приходит внутрь себя, соединяется с Богом (источником бытия) и пробуждается как созидающий себя внутренний человек.

Мысли служат строительству ума: с их помощью он идет к Богу. «Ум, не рассеиваясь по внешним предметам и не развлекаясь миром под влиянием чувств, входит в самого себя, а от себя восходит к мысли о Боге …» (Василий Великий). Эта мысль – пока сотворенный умом образ, в молитве наполненный смирением и стремлением к Богу. Бог приходит в такой ум и преображает его. «Уму, воспринимающему мысли о вещах, присуще изменяться соответственно каждой мысли. Созерцая их духовно, он … преображается, примеряясь к каждому предмету созерцания. Но оказавшись в Боге, он становится совершенно безобразным и безвидным, … простым и целиком световидным» (Максим Исповедник).

Без пребывания в себе уму не быть в Боге и не удержаться от осквернения страстными помыслами, которые омрачив ум, начнут его распинать. «Если ум не видит места Божия внутри себя, то он не окажется превыше мыслей, связанных с вещами; а если он не окажется превыше их, то не сбросит с себя [узы] страстей, сковывающие его посредством мыслей о чувственных вещах. Страсти же он сможет снять с себя с помощью добродетелей, а простые помыслы – с помощью духовного созерцания, а это созерцание [становится доступным] тогда, когда ум озаряется [Божественным] Светом. И святой Давид ясно научает нас относительно того, что есть место Божие. Он говорит: «И бысть в мире место Его и жилище Его в Сионе» (Пс. 75:3). Таким образом, «местом Божиим» является разумная душа, а «жилищем» – светоподобный ум, отвергший мирские похоти и научившийся взирать на логосы земли» (Евагрий Понтийский).

Ирина Матюш

  • Многомерность и Маломерность

    Если двое людей живут в одном месте и в одно время, и одному и места достаточно, и времени на добрые дела достаточно, а другому всё места мало и времени не хватает – значит, эти люди живут в разных измерениях и мерами разными себе жизнь и от жизни отмеряют.

  • Обновки

    Когда мы ищем обновок для души, следует вспомнить о хорошо забытом старом: терпении и смирении. Для души нет «моды» – есть только «классика», которая вне «моды» и всегда по душе и к лицу.

  • Себестоимость

    Задача любой здоровой экономики качество производства повышать, а себестоимость понижать. Не набивайте себе стоимость – придётся её заплатить. Лучше повышайте качество производимых мыслей, слов и дел. Станете истинно богатыми.

Пожалуйста, заполните поле Email