Ум, мышление и дух. Часть 2
В первой части статьи «Ум, мышление и дух» рассмотрен здоровый механизм мышления человека, когда он заботится «иметь Бога в разуме» (Рим. 1:28), и Бог не только сохраняет его от превратностей и непотребств, но живет в человеке светом и пониманием смыслов мира.
«Когда ум чист, он воспринимает идеи вещей и побуждается к духовному созерцанию их. Став же нечистым по своей нерадивости, ум начинает представлять в воображении простые идеи прочих вещей, и, воспринимая человеческие [мысли], он обращается к постыдным и лукавым помыслам». Максим Исповедник описывает, как самоуверенная лень ведет к тому, что человек не познает действительность, очищая сердце и оттачивая духовное зрение, а расслабляется и изобретает пустые мыслеформы, злоупотребляя воображением, которое должно служить мышлению. Не совершая молитвенного и мыслительного усилия, ум рассеивается и способен лишь «ползать» по поверхности видимых вещей, в лучшем случае описывая доступные чувственному восприятию законы и закономерности, в худшем – изобретая противоестественные человеку смыслы. Оберегая от этих повреждений, Святые призывали хранить ум от забвения, неведения и разленения. Следующей ступенью падения ума становится его поражение страстями и возрастание нечистот в душе.
Евагрий Понтийский пишет: «Для своего возрастания нечистые помыслы воспринимают многие вещества и простираются на многие вещи …», но «… те помыслы, которые в какой-то мере уже очищены, бывают более ограничены, чем эти нечистые, и не могут простираться на многие вещи вследствие немощи страсти, [поддерживающей их]». Это значит, чем больше нечистых помыслов в уме, тем сложнее ему вернуться в самого себя и вернуть видение духовных смыслов. Ум рассеян, раздут и искажен нечистыми помыслами, привык и предпочитает грубую и вещественную пищу для себя (мысли о материальных благах), кормится фантазированием и ложью, живет эмоциями и впечатлениями. Истина и Божьи смыслы его не интересуют и не досягаемы для него. Мышление как таковое не складывается, поскольку требуется большое усилие трудить ум молиться, всматриваться и постигать действительность и ее смыслы. Дух слаб и изъеден страстями, из-за которых Святой Дух не может с ним соединиться и явить истинное знание. Троица (ум, мышление, дух), призванная быть Святой, разрушена и используется для служения идолам (страсти + материальные блага) – понятие, противоположное Богу и Его смыслам.
Чистый и собранный ум соединяется со Святым Духом и Божьим словом, проникает в суть вещей и видит смыслы. На этом пути познания Бога уму предстоит преодолеть не только страсти и греховные помыслы, но и «все внешнее – не только то, что постигается путем чувственного восприятия, но и то, что разуму представляется понятным» (Григорий Нисский). Он все время должен проникать вглубь, не только осознавая внутренние границы ведения и неведения, но и верно проходя завесу, которую Святые назвали Божественным мраком. «И стоял [весь] народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог» (Исх. 20:21). Стремясь к Истине, преодолевая чувственные образы и мирские понятия, ум, не заслоняясь имеющимися знаниями и представлениями, в смирении ждет смысла, в свете являемого Святым Духом. Ум понимает, что не ведает, но и не изобретает, осознавая отсутствие света и знания. Он вопрошает у Бога. Очищенное ожидание и предстояние ума в чистом сердце есть чистый лист, готовый к явлению Бога и начертанию Божественных знаков и слов. «Ведь в этом-то и заключается истинное познание того, что он ищет, и истинное видение в невидении – ибо Тот, к Кому он стремится, превосходит всякое знание и окружен со всех сторон непостижимостью, как мраком» (Григорий Нисский). Когда же Бог явит Свое слово и дух, освещая ум и давая ему смысл, мышление создает для него мысль, сопрягая с имеющимися знаниями, выверяя и обновляя их под Божьим руководством.
Ирина Матюш