Ум, мышление и дух. Часть 1
Бог наделил людей умом, чтобы быть в них – «вселюсь в них и буду ходить в них» (2 Кор. 6:14), т.е. «Сущий начинает бытие, Несозданный созидается, Необъемленый объемлется через разумную душу, посредствующую между Божеством и грубой плотью» (Григорий Богослов). По его же слову «... Божество необходимо будет ограничено, если Оно будет постигнуто мыслью. Ибо и понятие есть вид ограничения».
Бог научил, как с Ним соединиться: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Феолипт Филадельфийский поясняет, что эти трое – ум, мысль и дух, а их соединение – это условие уразумения Бога, вмещения Его Слова и Духа. Санников Василий для этого сказал – «включайте мышление», ранее пророк Давид – «открыл уста разумения и привлек Дух» (Пс. 118, 131).
В обращении ума в самого себя происходит собирание ума, мысли и духа – созидается внутренний взор, который воспримет дух. Когда это собирание происходит в обращении к Богу, то Бог соединяется с человеком. Ум видит духовным зрением являемый Святым Духом смысл, а оплодотворяемое Им же мышление создает из него и для него мысль (облачает смысл в слова и образы). При такой природе мысли верно ее определение: истинная мысль вмещает Святой Дух, который «все проницает, и глубины Божии» (1 Кор. 2:10). Как следствие, таковой ум также «все проницает». Его мысль эталонна (атим), т.е. абсолютно точно отражает Божественную действительность, которую явить уму человека может только Святой Дух и помочь сотворить правильные формы мысли. Иными словами, Бог открывается уму Истиной, которая определивается мыслью.
Человек со своей стороны должен двигаться к Богу – мыслить и молиться в Духе и Истине. Его несовершенная, но искренняя в смирении мысль станет обителью Духа, когда Он обожит ее (откроет истину-смысл и освятит благодатью), чтобы она стала атимом – реальным отражением бытия. Это малое подобно тому большему, когда Иисус Христос говорил обо всем человеке: «Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23). Поэтому Святые считали умом тот, который стал обителью Бога. Апостол Павел, вместив Святой Дух сказал, что имеет Ум Христов (1 Кор. 2:16).
Ум духом воспринимает смыслы и, держа это ядро, облачает их в мысль (дух творит себе формы). Иными словами, ум и дух человека воспринимают смысл (Дух Божий), мышление творит из него мысль, ум «встраивает» ее в себя. Поэтому мысль и дух соединены зрящим умом. Максим Исповедник пишет: «... божественные умы обращаются вокруг самих себя ... исходя из себя в размышления и в самого же себя возвращаясь, т.е. не рассеиваясь при выходе из себя вовне и не делясь ...», что есть основа собранности ума и мышления. Ум всматривается, видит являемый Святым Духом смысл, мыслит его (создает мысль), возвращается в себя. Так он воспроизводит себя (прирастает мощами и причащается Бога).
Возвращение внутрь себя необходимо для соединения с Богом, потому что внутри Царство Божие (Лк. 17:21). Каждая мысль должна быть приношением Богу и освящена Им. Так строится внутреннее бытие, в котором живет Бог, и человек может любить Его всей душой, всем сердцем, всем разумением (Мф. 22:37). Такова человеческая природа – ум должен вращаться вокруг Бога. Максим Исповедник пишет, что ум, воссияв от Бога, движется «около Него как вокруг центра, и движение это … умственное и жизненное. … Круговым же это движение представляется потому, что оно возвратное и совершается около Него». Таким образом, мышление себя и Бога должно вращаться вокруг Бога, тогда оно будет истинным отражением действительности и разумом в человеке.
Ирина Матюш