Страх Божий

Покаяние есть корабль, а страх – его кормчий,
любовь же – божественная пристань.
Преподобный Исаак Сирин

Взирая на своё слабое и редкое покаяние, огорчаешься, что страха Божьего в душе не ощущаешь. Чтобы не падать духом, важно понять, что чувство страха Божьего – это здоровое и естественное состояние души. Мы же глубоко болеем и это чувство нужно возродить.

Феофан Затворник писал: «Если есть (страх Божий), благодарите Бога и храните его, а если нет, разбудите его: ибо он в духе нашем содержится, и если не проявляется, то по нашему невниманию…» Бог даровал нам страх Божий, он есть в нашем духе, и его нужно обрести.

Честно взглянем на состояние своего духа и с Божьей помощью увидим, что преобладает любовь к своей воле и желание её творить, а они «выключают» страх Божий, т.е. бездуховные процессы подавляют естественные, данные Богом. Ведь удобнее не замечать здоровые движения души, которые говорят «это зло – не совершай, это добро – потрудись и сделай». Отворачиваясь, не видя и не чувствуя этих внутренних реакций, не приходится им предстоять и решать, как поступить. Не возникает ни ощущения, ни осознания, что нарушаешь заповедь Божью и создаёшь угрозу для жизни и здоровья души, поэтому и не испытываешь страх перед Богом. Так мы отключили и утратили эту врождённую способность. Умом мы не видим, что постоянно грешим, душой не чувствуем в этом опасности, и нет страха Божиего.

Современные знания о страхе говорят, что он основан на инстинкте самосохранения и возникает в ответ на осознание угрозы для жизни и здоровья. В теле срабатывают физиологические реакции, мобилизующие организм к защите. Таким образом, мы видим аналогию со словами Феофана Затворника с тем отличием, что он писал о духовном устройстве души, в котором Бог предусмотрел сигнальную и регулирующую роль страха Божьего. У нас он не срабатывает, потому что нет духовного зрения и осознания опасности для души, и в ней не включаются её естественные реакции опасения угроз. Почему не осознаём? Мы не думаем о душе, о её здоровье, не ощущаем опасностей, не осознаём её бесчувствия. Представим, что у нас пропал страх высоты (с его физическим проявлением мы знакомы). Он не просигнализирует об опасности, если мы встанем на парапет высотного здания. Но еще хуже, если и мышлением мы не будем осознавать угрозу падения и смерти. Так и в духовном плане. Мы и умом не осознаём духовные опасности, и в душе не срабатывает чувство страха.

Как его восстанавливать? Разумное мышление и внимательность к своему духу и движениям души образуют трезвение – постоянное наблюдение за собой, анализ и контроль реакций. Что увидим, когда будем неотступно смотреть на себя через призму заповедей Божьих? Постоянное их нарушение. И по мере духовной работы с Божьей помощью появляется осознание опасности, которой мы подвергаем себя и окружающих людей. Важно осознавать недостаток духовного зрения. Нам привычно мыслить земными понятиями, поэтому представим, что мы нарушили земной закон, например, ударили человека, и он, возможно, станет инвалидом. Будем ли мы испытывать страх? Да, и за человека будем волноваться, и за себя, если не потеряли способность здраво мыслить и чувствовать. А теперь постараемся понять, что резкое осуждающее слово – это реальный удар, оставляющий порой глубокие раны и травмы в душах – нашей и того, кто нам не понравился. Но мы, не имея духовного зрения, не видим своих духовных действий и их последствий.

Какие реакции в душе возбуждает внятное понимание этих обстоятельств? В том-то и дело, что без ясного, широкого разумения и без Святого Духа, никаких реакций не возникает. Это и говорит о болезни души. Поэтому нужно стараться видеть, трезвиться, просить у Бога помощи, чтобы все наши деяния увидеть в духовном свете. Здесь нужна осторожность, потому что сначала пробудится естественный страх души, но это еще не страх Божий.

Страх души появляется благодаря её естественному духовному зрению, когда мы достаточно разумны, чтобы видеть Божий и человеческий мир и осознавать многие опасности для души. Но мы не выдержим тяжести страха душевного, если не имеем веры, – мы впадём в отчаяние. Когда мы познаем Божью любовь и промышление о нас, родится спасительная вера – желание быть с Богом, усилие выполнять Его волю и упование на Его помощь. Страх души облегчается верой Богу, и она, постепенно обретая благодать Святого Духа, начинает любить Бога и ощущать страх Божий – страх отступить от Того, Кого любит, огорчить Его. Поэтому Святые опытно утверждали, что вера рождает страх Божий, побуждающий к искреннему покаянию.

Ирина Матюш

  • Обновки

    Когда мы ищем обновок для души, следует вспомнить о хорошо забытом старом: терпении и смирении. Для души нет «моды» – есть только «классика», которая вне «моды» и всегда по душе и к лицу.

  • Себестоимость

    Задача любой здоровой экономики качество производства повышать, а себестоимость понижать. Не набивайте себе стоимость – придётся её заплатить. Лучше повышайте качество производимых мыслей, слов и дел. Станете истинно богатыми.

  • Многомерность и Маломерность

    Если двое людей живут в одном месте и в одно время, и одному и места достаточно, и времени на добрые дела достаточно, а другому всё места мало и времени не хватает – значит, эти люди живут в разных измерениях и мерами разными себе жизнь и от жизни отмеряют.

Пожалуйста, заполните поле Email