О таланте

Мы ценим и любим таланты и талантливых людей, но насколько же для нас непримечателен человек с целостным и ясным мировоззрением, здоровой волей и устремлениями… Зачастую мы не обратим на него внимание, не постараемся рассмотреть грани его видения мира и не расспросим, как он научился. Еще печальнее, если талант воспринимается лишь как средство для достижения денег и славы, а коль они есть, учиться не обязательно – это лишь пустая трата времени. И крайне тревожит, что за талант мы стали почитать отсутствие всяких норм мышления и приличия, из-за которых человек «творит» безобразие, возводимое в ранг самовыражения и искусства. Без разумности и чистоты, как отмечают истинно талантливые люди, невозможно не только справиться с талантом, но и остаться внятным человеком.

Вот что пишет Федор Михайлович Достоевский о таланте в «Дневнике писателя». «Представляется неразрешимый вопрос: талант ли обладает человеком или человек талантом? Мне кажется, сколько я ни следил и ни наблюдал за талантами, живыми и мертвыми, чрезвычайно редко человек способен совладать со своим дарованием, и что, напротив, почти всегда талант порабощает себе своего обладателя, так сказать, как бы схватывая его за шиворот… и унося его на весьма далекие расстояния от настоящей дороги. … Романист Теккерей, рисуя одного … светского враля и забавника, порядочного впрочем общества и шатавшегося по лордам, рассказывает, что он, уходя откуда-нибудь, любил оставлять после себя взрыв смеха, то есть приберегал самую лучшую выходку или остроту к концу. Знаете что: мне кажется, очень трудно оставаться, и так сказать, уберечь себя честным человеком, когда так заботишься приберечь самое меткое словцо к концу, чтобы оставить по себе взрыв смеха. Самая забота так мелочна, что под конец должна выгнать из человека все серьезное. И к тому же если меткое словцо к концу не припасено, то его надо ведь выдумать, а для красного словца «не пожалеешь матери и отца».

Скажут мне, что если такие требования, то и жить нельзя. Это правда. Но во всяком таланте, согласитесь сами, есть всегда эта некоторая почти неблагородная, излишняя «отзывчивость», которая всегда тянет увлечь самого трезвого человека в сторону, … или там чтобы ни случилось, тот час же и пошел человек, и взыграл, и размазался, и увлекся. Эту излишнюю «отзывчвость» Белинский, в одном разговоре со мной, сравнил, так сказать, с «блудодействием таланта» и презирал ее очень, подразумевая, конечно, в антитезе, некоторую крепость души, которая бы могла всегда совладать с отзывчивостью, даже и при самом крепком поэтическом настроении».

О чем пишет Достоевский? Талант как особая способность требует трезвости и честности человека, чтобы быть использованным по делу и на благо. Иначе человек «размазывается» и его «несет», чаще всего вниз, потому что легче катиться с горы, чем подниматься в гору. Талант как особый инструмент требует мастера – человека как зрелой личности, способной с ним управляться. Здесь ставится на пьедестал осознанность, включенное мышление, широкое мировоззрение, правильная ценностная основа и, как подметил Белинский, крепость души, т.е. совокупность добродетелей, охраняющих человека и его талант от нечестивых путей, на которых и человек, и его талант разрушаются и пропадают. В приведенном Достоевским примере человеку дан острый ум, но им правит тщеславие, поэтому талант используется для создания пустого образа. Без полноценного понимания жизни, видения себя и своих страстей человек не владеет собой и не сможет справиться с талантом. Страсти «размажут» человека и подчинят себе его дар.

Еще один гений русской классики – Николай Васильевич Гоголь, можно сказать, дал рецепт подготовки к верному использованию таланта. «Кто получил много способностей и сил, тому нужно много стараться о приведении всего, что ни есть в нем, в стройность. Лучше ему не показывать своих преимуществ, до тех пор, пока все не приидет в нем в полное согласие между собой, и всякая сила не стала на свое законное место, иначе он обнаружит только неровность своего характера. Не узнавши великих сил, в нем пребывающих, назовут движенья их капризами, делом самонадеянной самоуверенности. Он сам прослывет дерзким выскочкой, привлечет к себе ненависть на место любви и в свою очередь озлобится также противу людей».

В словах Гоголя просматривается важная мысль. Талант дан Богом. И использовать его грамотно может человек, делающий усилие мыслить и направлять себя к истинным благам, т.е. к Богу. Его ум и душа будут облагорожены Святым Духом – человек обретет ясное сознание, разумность, честный и добрый нрав, которые станут достойной и правильной оправой таланту, который, как алмаз, нужно огранить до состояния бриллианта. Иначе Божий дар станет камнем преткновения человека и общества – его «возьмут в оборот» страсти, и талант послужит умножению нечистой силы, разлагающей человеческий дух.

  • Обновки

    Когда мы ищем обновок для души, следует вспомнить о хорошо забытом старом: терпении и смирении. Для души нет «моды» – есть только «классика», которая вне «моды» и всегда по душе и к лицу.

  • Себестоимость

    Задача любой здоровой экономики качество производства повышать, а себестоимость понижать. Не набивайте себе стоимость – придётся её заплатить. Лучше повышайте качество производимых мыслей, слов и дел. Станете истинно богатыми.

  • Многомерность и Маломерность

    Если двое людей живут в одном месте и в одно время, и одному и места достаточно, и времени на добрые дела достаточно, а другому всё места мало и времени не хватает – значит, эти люди живут в разных измерениях и мерами разными себе жизнь и от жизни отмеряют.

Пожалуйста, заполните поле Email