О мучениях прижизненных и посмертных
Многие слышали о посмертных мытарствах и геенне огненной, о том, что грешники будут гореть в аду среди местных обитателей, которые жарят прибывающие души на сковородах. Последние утверждения некоторых ввергают в ужас – таких в наш образованный век становится все меньше, но у большинства вызывают улыбку неверия.
Что же в действительности? Можем ли мы уверенно сказать, что это выдумки? Или объективное размышление выявит неложное понимание.
Максим Исповедник пишет, что предстанет перед Богом каждая душа и «прочтутся наши дела, и обнажатся тайны, так что грехи всех будут всем известны как свои, обнажившиеся в безошибочной книге собственной совести. «Сказано ведь: «Изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои» (Пс. 49:21). И еще: «Окружат их замыслы их» (Ос. 7:2). В этом Преподобный подчеркивает суть мучений, когда спадает пелена земного обмана, и душа человеческая возвращается в мир духовный, она со всей ясностью видит свое зло и живет в нем, мучается им. «… Приемлем мы достойный плод – сего неусыпного червя, беспрестанно гложущего недра наших душ. Раз мы искривили прямоту любви, развратили сердце, погубили бесстрастие истины, самое же истину исказили, – то добровольно совершая зло ненависти, невольно сотворили себе червя (Мк. 9:44, 46) …».
С этим червем душа особо встречается, когда обращается внутрь себя после того, как оставит физическое тело. Однако бывают случаи, когда эти процессы начинаются еще на земле, что мы постараемся рассмотреть на примере из жизни.
Одна девяностолетняя бабушка, ослабев и будучи прикованной к постели, начала видеть людей, но в действительности к ней никто не приходил. Она с ними разговаривала, но чаще отчаянно ругалась. Происходило это и днем, но чаще ночью, с редкими перерывами. И спустя некоторое время стало понятно, что эти реально ею воспринимаемые люди – образы, запечатленные в её душе.
Душа воспринимает эти образы как живые. Можно сказать, что они в определенном смысле живы, потому что душа наделяет их жизнью – она их создает, питает мыслями и эмоциями. Образы являются внутренней жизнью души. С этой-то жизнью мы неотвратимо встречаемся после физической смерти, а эта бабушка встретилась еще при жизни, но существенно помочь себе она уже не могла, потому что сознание ее было замутнено и нестабильно. Душа, возможно, и рада бы «разоблачиться от таких покровов», но уже не было умственных и волевых сил.
Множество неправильных помыслов проходит через нашу душу и запечатлевается в образы, но более всего «въедаются» те, что соединены со страстями. Эти образы и предстают перед внутренним взором души, а страсти, взращенные нами, «точат» душу. Положить конец этому мучению может Бог, но для этого необходимо покаяние.