Сребролюбивый не молится чисто
Сребролюбие – это привязанность духа к плоти и материальным ценностям. Иоанн Лествичник сказал: «Победивший страсть сию отсек попечения, а связанный ею никогда не молится чисто», потому что ими заняты ум и сердце человека, к ним привязан, ими наполнен его дух, ибо это его сокровище. Это овеществляет и отяжеляет ум и мысли человека – он не способен воспринять духовное, потому что «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся …» (Гал. 5:17). Под плотью Святые понимали не физическое тело, а страсти. Иоанн Златоуст подчеркивает, что плотью апостол Павел называет «помысл земной, легкомысленный и нерадивый, а в последнем виновато не тело, но беспечная душа. Ведь тело есть только орудие, от орудия же никто не отвращается, ни ненавидит, а отвращается от того, кто употребляет это орудие во зло».
Бог создал человека дуальным – в нем соединены духовная и материальная природа. Дух должен быть главным, чтобы материальная природа была одухотворена, тогда жизнь человека разумна и упорядочена. Показателем целостности и главенства духа является молитва. Материальные блага без разумного мышления рассеивают дух – он истлевает, человек ведет себя неразумно, злоупотребляет ими. Его око души не воспринимает духовный мир, внимание не удерживается в нем.
Молитва – это делание, в котором человек трудится возлюбить Бога всем сердцем, всею душой, всею крепостью и всем разумением (Лк. 10:27). И если силы не отдаются Богу, то любви и молитвы нет – их всегда разрушают помыслы, желания и попечения о плотском. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф 6:24).
Молитва – это восхождение ума к Богу в старании соединиться с Ним. Самым главным препятствием на этом пути является самолюбие, порождающее страсти славолюбия, сребролюбия и сластолюбия. При этом страсть самости по Феофану Затворнику «легче истреблять в её детях, нежели саму в себе». Поэтому если молитва как единство ума в Боге разрушается помыслами о земном, это свидетельствует о любви к себе отказавшегося от Бога духа, который исказился, любит плотское и полагается на свои силы. Умное делание отсекает помысел, удерживает ум в молитве и покаянием смиряет дух пред Богом, чтобы Его возлюбить и преодолеть самость. Дела в духе законов и заповедей Божьих и возложение души на волю Божью соединяют дух человека с благодатью Святого Духа и молитва становится его жизнью. Разумный Божьим просвещением человек не пренебрегает материальными ценностями, но с Божьей помощью старается ими правильно и умеренно распорядиться для духовного возрастания.