Познать себя, чтобы понять, когда во мне звучит слово Божье
Познать себя – это увидеть и почувствовать свои мысли, помыслы, сам процесс мышления, свои желания, чувства, и понять, что мы – нищие, что свет, который в нас, – это тьма. Гордому человеку практически невозможно понять, когда в нём звучит слово Божье, поскольку он слеп и не видит глубины своего падения, не видит разрухи в своей душе, и когда в его душе звучит слово Божье, он не может отличить его от своих привычных мыслей. Все свои мысли он видит правильными и светлыми, а потому слово Божье присваивает себе.
Познание себя возможно для того, кто старается внутренним своим человеком жить по Божьим законам и заповедям и обретает некоторую зрелость. Он смиряется, начиная осознавать свою греховность, и Бог дает ему духовное зрение, чтобы увидеть свои реальные силы и внутреннюю тьму. Трезвый, честный человек примет и осознает свое истинное положение, необходимость постоянного хранения ума и включенного мышления, чтобы не увлечься страстными образами и желаниями. Он не оставит усилий познать Бога и обрести смирение и любовь. По стараниям человека и по Своей милости Бог Святым Духом будет открываться искреннему и внимательному человеку, который среди своих обычных мыслей и страстных помыслов начнет видеть Свет и знание, которые озарениями будут освещать его мышление. Смиренный человек помнит, каким он себя видел и осознавал, поэтому будет понимать, что эти высокодуховные мысли – не его творение, это откровения, Божьи слова. Их нужно добросовестно, как драгоценность, вместить и сохранить, памятуя Источник Света и знания – «все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть» (Еф. 5:13). Если человек потеряет бдительность, этой драгоценностью завладеет гордость – человек присвоит ее себе, решив, что сам умен. Но Бог заботится и помогает – «для того оставляет <добродетельных> Бог, чтобы они познали, что эти подвиги они совершили не собственной силой, а благодатью Божией» (Иоанн Златоуст).