Как не тратить жизнь на лень

Помню, были в моей жизни очень странные 10 дней. Они запомнились мне по сей день, а прошло уже более 13 лет. Дело было летом. В колледже, где я училась, тогда были каникулы, работы у меня не было и настроения, почему-то, тоже не было. Я тогда очень любила себя пожалеть, мне казалось, что если меня есть за что пожалеть, то значит, у меня есть официальное разрешение бездельничать. Я и раньше была лентяйкой, но в те десять дней «превзошла саму себя». И вот, найдя для себя какой-то повод, я пожалела себя и решила посмотреть сериал чуть подольше.

Прямо с самого утра. Затем, решила пожалеть себя и не вылезать из-под одеяла до вечера. Затем, пожалела себя и решила покушать прямо в кровати перед компьютером. Затем, пожалела себя и не помыла посуду перед сном. В итоге, я так себя хорошенько пожалела, что за 10 дней ни разу не вышла из дому, а смотрела фильмы и сериалы все эти дни и сидела в интернете. Друзьям и родителям по телефону отвечала, что у меня все в порядке, и я занята. Пожалела – так пожалела… По сей день об этом жалею, когда вспоминаю. Молодая семнадцатилетняя девушка променяла 10 прекрасных, летних, солнечных дней в Киеве на 240 унылых, хмурых, скучных часов в четырёх стенах с тёмными шторами и грязной тарелкой около компьютера. И ведь самое пагубное и страшное — это не сам факт просиживания 10 дней жизни перед компьютером, а те внутренние безобразные состояния и переживания, которые мы в себе провоцируем, когда вот так себя «жалеем» и ищем себе оправдания, чтоб полениться. Давайте попробуем разобраться, чем же так опасна, казалось бы, «невинная» лень.
На первый взгляд, лень поражает волю человека. Будто веревками связывает. На деле же мы видим, что поражается и воля, и ум, и чувства. Ленивый человек ленится не только делать что-то, он ленится мыслить правильно. Он желает праздности в делах и желает праздности в мыслях. Как говорится, жить, не напрягаясь. Поэтому так тяжело совладать с собой, когда появляется перспектива полениться: мы просто пораженным умом не можем вполне противостоять ленивому помыслу, ведь ум не в рабочем состоянии. Чувства наполняются впечатлениями, красочными, с виду привлекательными кадрами из того времени, когда человек беззаботно проводил время в праздности. Затем, когда выпадает соблазн полениться, чувства выдают нам те «приятные» впечатления, которыми пропитались и, так сказать, «уговаривают» нас поддаться лени. Нам нужно стараться удерживать мышление включенным, чтоб ум был способен диктовать воле и чувствам правила здорового поведения.
Стремление к праздности в человеке не может быть при здоровом, включенном мышлении, потому что при включенном мышлении человек будет понимать, что ему полезно, а что – пагубно. А если в мыслях беспорядок, то и всем страстям нашим открыта свободная дорога. Преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин) писал: «Старайся не быть без дела, потому что безделье – мать всякого порока, в том числе уныния и отчаяния». Нам нужно быть особенно внимательными, ведь праздность и леность – это страсти, которые цепко вплетаются корнями в самое наше сердце. А затем, пусть даже ум будет включен, сердце ленивое все же будет «настаивать на своем» и клонить нас в сторону безделья. Это как хроническая болезнь, постоянно о себе напоминающая.
Есть в человеке уникальный инструмент, позволяющий распознавать неполадки в работе своей души и давать сигнал человеку, что пора остановиться и взяться за голову. Этот инструмент – это наша совесть. Таково устройство человека, что его совесть будет стараться, насколько она ещё способна, отгородить человека от того, что ему не природно. Так, как все мы –дети Бога, и Он есть наша природа, то и совесть, данная нам Богом, не будет спать спокойно, пока мы будем идти против того, что заповедал наш Отец. Совесть сигнализирует человеку, мышление которого выключено, что что-то не в порядке и пора собраться, найти и устранить неполадку. Это, конечно, при условии, что она ещё способна выполнять свою функцию. Вот почему мы не можем просто спокойно лежать перед телевизором, пока у нас на кухне творится хаос, вот почему мы не можем спать до 12 часов дня и быть при этом в здоровом расположении духа, вот почему я не смогла лениться и получать от этого удовольствие. Потому что нежиться весь день под одеялом, растрачивая драгоценное время, и быть от этого счастливым может только персонаж из какого-то к/ф или сериала, но не реальный человек в реальной жизни. Это не природно и пагубно для нас, и мы это ощущаем, благодаря совести.
Время от времени нам хочется отдохнуть немного (или много) больше, чем нам будет полезно. Человек, совесть которого ещё способна работать, почувствует эту грань, когда следующая чашка чая будет лишней или следующие 10 минут в интернете будут лишними. Это может быть не явно, а в виде какого-то сомнения, неуверенности, замешательства. А бывает, что Бог нам очень явно дает понять, что «ХВАТИТ». У меня раз 10 зависал телефон или вылетал интернет именно в то время, когда я пыталась «договориться» со своей совестью и убедить ее в том, что еще одно видео мне не помешает. Кстати говоря, такого рода «договоры» искажают работу нашей совести, постепенно делают ее голос тише и приводят этот ценный инструмент в неисправное состояние. Но как же быть, если пока что мы слабы и не можем противостоять желанию полениться, хоть и слышим зов совести? Не у каждого из нас хватит силы воли, чтоб суметь вовремя встать, закатать рукава и продолжить трудиться.
Есть такой момент, когда еще можно относительно легко сказать себе стоп и не понести потерь, ни духовных, ни физических. Многие из нас, анализируя свои ошибки, вспоминают этот момент. Этот момент – это прилог (помысл). Вот тогда-то и нужно было встать и идти работать. Если этой возможностью пренебречь и продолжить поддаваться помыслу полениться, то дальше нас ждет испытание посложнее. Разберем на примере, когда нам кто-то позвонил по телефону и разговор переходит в обыкновенную светскую бесцельную беседу. Пример: далее нас ждет размышление о том, что ничего страшного не случится, если еще немного поболтать с подругой по телефону (сочетание ума с грехом); далее наши и так хромые чувства и воля подключаются к «голосованию» за возможность еще немного отдохнуть (сосложение, пленение); затем наши, зараженные страстью, ум, воля и чувства, «посовещавшись», принимают решение, все-таки отложить все попечения и продолжить праздную беседу с подругой по телефону. И все, дальше нас уже ничего не сдерживает и мы приступаем к «делу» лени. Все этапы борьбы с ленью, которые следуют после прилога, проходить все тяжелее по нарастающей. Но пагубно не только это. Пагубно еще то, что когда мы первый раз дали себе «поблажку» и пренебрегли зовом совести, то мы заложили основу привычки пренебрегать совестью и лениться. Такая привычка врезается в самое наше сердце. И так каждый раз, когда мы поддаемся лени, мы вредим себе не только на ближайшее время, думая, что только ближайшие наши планы немного подвинутся. Мы наносим себе долгосрочный урон на перспективу, ведь укрепляем в своем сердце привычку лениться, которая в следующий раз будет оказывать на нас еще большее давление. А совесть с каждым разом будет приходить во все более не исправное состояние.
Я сама в вопросах борьбы с ленью не достигла больших успехов. Скорее – больших поражений. Поэтому и взялась за разбор этой темы, чтоб разобраться и научиться. Одно могу сказать точно: нельзя давать себе поблажек и себя жалеть. Жалость к себе потенцирует действие лени. Собрав воедино советы духовников, психологов, опыт ближних и свой, я попытаюсь сформировать практические рекомендации, которые помогут мне бороться с ленью. Иными словами, как мне не тратить жизнь на лень:
1. Каждое утро я должна начинать с обращения к Богу с благодарностью и молитвой. Молиться лежа, так как я ленива, не рекомендуется. Проснулась, поблагодарила Бога, встала, улыбнулась, потянулась и приступай к молитве. Если молиться с утра в полусонном состоянии лежа, то можно час читать «Отче Наш» и так и не помолиться, проверено.
2. Мне нужно заинтересовать себя какой-то работой с утра. Я заметила, что если вечером придумать себе на утро что-то интересное, то процесс просыпания и вставания с кровати происходит в разы бодрее. Это может быть прочтение интересной статьи, прослушивание лекции, приготовление завтрака для родных по новому рецепту и т.д. Вообще любую свою привычную работу можно постараться рассмотреть с такой стороны, что она станет интересной и ее захочется делать.
3. Держать ум в трезвении, не позволять мыслям беспорядочно прилепляться ко всему подряд. Без включенного мышления лень овладеет умом, и сражение будет проиграно.
4. Аппетит приходит во время еды. Это значит, что если что-то не хочется делать, то я не должна ждать, пока желание появится. Если работу необходимо выполнить – нужно начать, а там, глядишь, и втянусь. Я раньше не любила уборку, мытье посуды и каждый раз заставляла себя силком, будто на каторгу иду. Но в процессе уборки появлялся вкус к этому делу, и работа выполнялась гораздо легче и приятнее, чем казалось вначале. Еще можно перед работой представить в уме результат, которого можно достигнуть, если не лениться. Это помогает себя понуждать.
5. Во время выполнения работы, которую мне не хочется делать, не стоит отвлекаться на те вещи, которыми мне, наоборот, нравится заниматься. Выделила фиксированное время для необходимой работы, а затем уже могу выполнять другую. Пример: я ленюсь читать духовную литературу, а вот в телефоне сижу с удовольствием. Значит, я должна выделить себе на чтение определенное время, в которое у меня будет запрет на телефон, за исключением входящих звонков и важных сообщений. Удобно будет для этого, если начало текста сообщения видно на экране еще до разблокировки. Можно ставить себе таймеры, будильники, чтобы и вовсе не поглядывать на часы и не отвлекаться.
6. Усилия, необходимые для понуждения себя к выполнению какого-то задания, будут требоваться все меньшие с каждым разом, если добросовестно себя понуждать к работе. Тяжело себя заставлять что-то делать, если не хочу. Но со временем станет легче, когда доведу до привычки понуждение себя. Бог видит наши старания и, если на то Его воля, сможет даже самому закостенелому лентяю помочь стать трудягой, если сам этот лентяй потрудится себя понудить.
7. Нужно не только понуждать себя, а и убеждать себя. Поскольку ум – главенствующая сила души, то будет очень хорошо, если я смогу добиться в уме стойкого убеждения в пользе труда и разрушающем действии лени. Мне помогают размышления о том, что Бог нас сюда не на курорт отправил, а для того, чтоб в труде над собой и с Божьей помощью научились любить, уважать, ценить, понимать, мыслить, терпеть, стараться.
8. Не роптать. Когда я ропщу, то своими словами сама себя убеждаю в том, что мне тяжко, и я самая бедненькая и несчастненькая. Работы от этого меньше не станет, а вот сила воли ослабнет и трудиться будет тяжелее.
9. Благодарить Бога за все в моей жизни. Напоминать себе, что все, что у меня есть – дано мне Богом, потому что он меня любит. Каждое дело, которое мне не хочется выполнять – это тоже Божья благодать для моего исцеления. Отец Небесный знает мои слабости и знает, как мне помочь. Так что я должна не сопротивляться, а помочь Ему и себе.
10. Напоминать себе почаще о том, что бывает, когда ленюсь. Когда я не встаю сразу по будильнику, а перевожу его еще на 15 минут позже, то в 90% случаев утро превращается в тараканьи бега с подгонянием и ссорами. Мой сын невольно оказывается участником этой суеты, и его веселый поход с мамой в детский садик становится самым нелюбимым и нежеланным делом. И, думаю, это может стать причиной формирования у него в будущем неправильного отношения к походу утром в школу, университет и на работу.
11. Святые Отцы говорили, что леность, дремота особенно нас атакуют после чрезмерного приема пищи и питья. Значит, чтоб мне быть способной сражаться с недугом лени, нужно суметь сразиться с недугом чревоугодия. Я заметила закономерность, что если я пью кофе или чай после обеда, то в сон меня клонит гораздо сильнее. Возможно, кому-то это наблюдение тоже поможет.
12. Лучший отдых – это смена вида деятельности. Нужно записывать дела, которые мне нужно выполнить на листик или в блокнот, в заметки телефоне. Тогда у меня будут варианты альтернативных занятий, если уж совсем утомилась от того, что делаю сейчас. Главное, чтоб дела эти не противоречили Божьему Закону здравого смыла.
13. Нельзя вступать в «дипломатические переговоры» со своей совестью! Утихомирив совесть сегодня, я сделала ее голос более тихим на завтра, и так с каждым разом мне уже сложнее будет ее услышать. А ведь совесть дана нам в помощь.
14. Если уж случилось так, что уснула днем на пару часов или еще каким образом поддалась лени, то не нужно досадовать и заниматься самоедством. Иначе весь оставшийся день буду угрюмой и раздражительной. Согрешила – покайся, помолись, проанализируй ситуацию и постарайся сделать выводы о том, как в следующий раз удержаться от греха в подобных обстоятельствах. От моего духовного состояния завишу не только я сама, но и мои ближние. Нельзя подвергать их испытанию провести остаток дня со мной – угрюмой и сердитой на себя.
Бог дал нам жизнь, дал нам направление в жизни. Друзья, мы должны принять этот величайший подарок с благодарностью и со вниманием, не растратив его и не забросив в дальний чулан.

  • Многомерность и Маломерность

    Если двое людей живут в одном месте и в одно время, и одному и места достаточно, и времени на добрые дела достаточно, а другому всё места мало и времени не хватает – значит, эти люди живут в разных измерениях и мерами разными себе жизнь и от жизни отмеряют.

  • Обновки

    Когда мы ищем обновок для души, следует вспомнить о хорошо забытом старом: терпении и смирении. Для души нет «моды» – есть только «классика», которая вне «моды» и всегда по душе и к лицу.

  • Себестоимость

    Задача любой здоровой экономики качество производства повышать, а себестоимость понижать. Не набивайте себе стоимость – придётся её заплатить. Лучше повышайте качество производимых мыслей, слов и дел. Станете истинно богатыми.

Пожалуйста, заполните поле Email