Включайте мышление
«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). По мнению Святителя Феолипта Филадельфийского в этом откровении речь идет о единстве ума, мысли (слова) и духа человека. Это основа общения души с Богом и суть включенного мышления.
Наличие «полуфабрикатов мыслей» ещё не есть включенное мышление. Реакции на происходящее внутри и вне нас, помыслы, мечтание, желание, воспоминание не являются мыслями, они не осознанны и беспорядочны, рассеивают и увлекают ум. Мечтание и мысль «производятся разными силами и свойствами движения разнятся: ибо мысль есть действие или произведение ума, а мечтание – плод страсти, напечатление образа, представляющего нечто чувственное или как бы нечто чувственное…» (Максим Исповедник). Включить мышление – это видеть умом свою мысль и управлять ею, создавать её, познавая мир. Увидеть свою мысль – значит, собрать ум, чтобы он, насколько возможно, стал зрячим и направить на нее внимание. Итак, посредством внимания соединяются ум и мысль.
В качестве примера выключенного мышления вспомним, как можно читать молитву, но при этом не молиться. Мысленно мы произносим слова, а ум не следует за ними и не устремляет взор к Богу. Нет внимания ни к словам, ни к тому, кому они адресованы. Ум слеп. Так и в любых ситуациях, если ум не имеет внимания к мыслям (словам) и / или к изучаемому предмету, он не видит и постичь не может.
Внимание – это основа восприятия, а восприятие – это соединение. Ум, внимательный к мыслям, может их воспринять – увидеть и осознать, т.е. понять (что это за мысль, хороша она или плоха, как ее изменить и развить, к чему приложить). Ум должен быть пристегнут к мыслям, но не распят ими. Для этого ум нуждается в трезвении: 1) должен опираться на правильную систему координат (Божьи законы и заповеди); 2) надстоять над мыслями, чтобы следить за качеством, исправлять и продолжать их созидание. В этом случае человек обладает вниманием, и может обратить его внутрь себя и на окружающий мир. В ином случае его ум растворен в отвлеченных помыслах и страстных реакциях, через которые он искаженно воспринимает мир и замыкается в них, а познания и осознания себя и мира нет, ибо «… всякая мечтательность есть скитание ума вне истины» (Игнатий Брянчанинов).
«Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло…» (Лк. 11, 34). Око – это ум, тело – это душа. Чтобы ум был зрячим, он должен быть чистым. Ум, мышление и дух человека повреждены: ум рождает искаженные образы и не может владеть ими – они не собирают ум, а рассеивают его. Поэтому ум не имеет зрения и внимания. Если ум правит и образовывает мысли по Божьим заповедям, возрождается он, его зрение и внимание. Антоний Великий говорил: «Кто приобрел духовное внимание ко всему, у того ум сделался здрав, тот приуготовил в сердце своем жилище Богу…».
Для духовного зрения уму необходим свет – это Бог. Когда ум утверждается мыслями на Божьих законах и заповедях, он живет ими и обретает дух, родственный и подобный Святому Духу. Происходит соединение духа человека и Святого Духа. В душе появляется свет, и мысль становится точным отражением реальности, ибо произведена чистым умом, просвещенным Богом. Мысль теперь – это знание.
Внимание при содействии Святого Духа соединяет ум и душу – человек осознает свой внутренний мир. «…Ум, который непрестанно вникает в самого себя и взыскует Господа, может приобрести душу свою, хотя бы она была в погибели страстей, если только всегда отдает себя в плен побуждению и ревности стремиться ко Господу и к Нему единому прилепляется…» (Макарий Великий). Внимание ума во внутреннем делании ведет за собой мысль и дух, чтобы с Божьей помощью видеть, понимать и исправлять душу.