О мышлении
Неприятным открытием для взрослого человека станет осознание, что он не умеет мыслить. Вернее, он освоил некоторые азы в детстве и юношестве, затем остановился на уровне, достаточном для материально-биологического существования. Далее не развивает мышление и поэтому, к сожалению, не взрослеет как человек… И еще большим откровением будет понимание, что мыслящий человек всегда придет к вопросу о смысле жизни. В этой точке начинается рождение человека как существа разумного и духовного.
Будем опираться на труд русского физиолога И.М. Сеченова «Элементы мысли». Он изучал возникновение и развитие мысли и начал ее исследование с детского мышления. Основной тезис: «мыслить можно только знакомыми предметами и знакомыми свойствами или отношениями; значит, для мысли должно быть дано наперед умение различать предметы друг от друга, узнавать их и затем различать в предметах их свойства и взаимные отношения; а все это первично дается чувством». Ребенок воспринимает внешний мир органами чувств, родитель знакомит и поясняет. Постепенно в детском сознании формируются понятия о предметах и их свойствах. В начале они тесно связаны с непосредственным чувствованием и конкретными предметами, окружающими ребенка. «В первую пору развития ребенок мыслит только предметными индивидуальностями – данной елкой, данной собакой и т.п. Позднее он мыслит елкой как представителем известной породы деревьев, собакой вообще и пр.». Объект мысли удаляется от первообраза, с которого началось познание. По мере развития мышления ребенок оперирует широкими категориями «растение», «животное» и т.д., подразумевая под ними совокупности предметов.
Мысль по определению Сеченова И.М. – это «сопоставление мыслимых объектов друг с другом в каком-либо отношении». Отношения – это «сходство, сосуществование и последование». Ребенок выполняет эти действия – сравнивает, сопоставляет, соединяет, выстраивает причинно-следственные связи – и познает мир, формируется его мировоззрение.
Качественное отличие ребенка и взрослого, отмечает ученый, заключается в том, что последний мыслит образами и понятиями, которые далеко отстоят от непосредственного чувственного первообраза, т.е. между ними лежит «длинная цепь превращений одного идейного состояния в другое». Более того, мышление взрослеющего человека уходит в мир, не воспринимаемый органами чувств. Вспомним, как нам читали детские сказки, где на примере животных мы познавали, что такое дружба, честность, мужество и т.д. Об этом нам рассказывали родители, создавая в нашем сознании основы этих понятий. Это воспитание.
Мышление взрослого человека в его зрелом состоянии в значительной мере должно вращаться в сфере нематериальных понятий, анализируя и синтезируя мысли, т.е. они продолжают формироваться при помощи тех же операций – сравнение, соединение, причинно-следственная связь, но осмысливаемыми предметами являются смыслы, умственные и моральные отношения. И в этом, как писал ученый, необходимы знакомые предметы и явления, т.е. познанные осмысливанием в научной лаборатории внутреннего мира, иначе это будут пустые или полупустые формы – ошибочно-мечтательные представления и воображения.
Человек исследует себя и жизнь – правду и ложь, дружбу и эгоизм, счастье и несчастье… Или не исследует? Перед чертой внутреннего мира многие останавливаются. Мы берем готовые образы из нашего общества – идеи, понятия, цели, механизмы, зачастую лишь внешние. Верим в них и не думаем – а верны ли? Или живем безыдейные на уровне психофизиологических потребностей. Для развития мышления и души человеку необходимы категории умозрительной, внечувственной области. Поднимается ли к ним наша мысль? Или мы все больше мыслим о том, что относится к телу и внешнему миру?
Мы увидим, что не задумывались о смысле жизни и о том, какой она должна быть. Попробуем мыслить и увидим, что не можем, ибо не обладаем достаточным знанием о духовных предметах и их свойствах – твердо не знаем,что такое жизнь, счастье, вера, честь, любовь и т.д. И чтобы построить верную мысль, нам нужно их изучать, создавать эти «кирпичики» знания для мышления. Это внутреннее строительство возводит мысль к познанию смысла жизни и себя. Если правильно сопоставим мысленные объекты «кто я» и «смысл жизни», обретем понимание, каким я должен быть. Это образ, к которому восходит человеческое развитие. Он должен рождаться в сознании и упорядочивать мысли и знания, полученные, например, в школе и университете. Это образование. Образование личности или хотя бы мышления, направленного на ее формирование. Без этого ядра человек – лишь совокупность относительно упорядоченных знаний или беспорядочных представлений.
Так раскрывается перспектива человеческой жизни: век живи – век учись. Мы должны понимать, что человеческая мысль 1) не должна останавливаться; 2) она должна уходить в сферу смысла жизни; 3) она должна быть правдой, т.е. отражать реальность.