У кого око просто, у того тело светло

«Светильник для тела есть око: итак, если око твое будет просто, то все тело твое будет светло; если же око лукаво будет, то и всё тело будет темно» (Мф. 6, 22). Так сказал Иисус Христос. В Евангелии слова в основном представлены так: «если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око худо, то всё тело твое будет темно».


Ум – это око души. Если ум прост и чист, то душа светла, т.е. полна Святым Духом. Живым воплощением простоты ума и светлой души является Санников Василий.

Ум человека изначально по творению Божиему прост и чист, потому что создан по Образу и Подобию Божиему. А Бог, как учат Святые, Существо простое. “Бог прост и несложен. Он весь чувство, весь дух, весь мысль, весь ум, весь источник всех благ” (Ириней Лионский). «Бог совершенно прост, потому что совершенно духовен, совершенно благ. И твоя душа пусть не двоится на добро и зло» (Иоанн Кронштадский).
Иоанн Кронштадский в своих дневниках писал: «Бог есть Око всевидящее — и душа наша есть око простое (Простый (церк.-слав.) — открытый, прямой, чистый; цельный, неделимый на части.); аще будет око твое просто, все тело твое светло будет, говорит Господь . Итак, да будет оком твоим Господь в сердце твоем. Душа наша — око от Ока, и как чрез телесное зрение видит душа, так чрез наше сердечное око в чистом его состоянии зрит Бог, Око нашего сердца. Отсюда пророки, прозорливцы, видевшие будущее и сокровенное и сокровенные помышления человеческие».
Простота – это плод целостности и понимания самой сути, поэтому простой ум – чист и целостен. Такой ум не разделен страстями и не утратил Источник Света – Бога. Если ум отпадает от Бога, он разделен сам в себе и лукав. Например, когда душа горделива, у нее двойные стандарты – она себя видит в одном свете и позволяет себе больше, а ближнего видит в ином свете и ущемляет его. Так действует любая страсть, особенно разрушают душу страсти духовной сферы – гордыня и тщеславие, из которых, объединяясь со всеми остальными, произрастают зависть, жадность и т.д. «Простота есть утвердившийся навык души, которая сделалась чуждою всякого различия и неспособною к лукавству. Лукавство есть искусство, или, лучше сказать, безобразие бесовское, которое потеряло истину и думает утаить это от других» (Иоанн Лествичник).
Что значит жить просто описал в одном из писем Амвросий Оптинский: «Жить просто – значит не осуждать, не зазирать никого. например, идет Е. Прошла, и только. Это значит думать просто. А то при виде проходящей Е. подумать о ней с худой стороны: она такая-то, характер у нее такой-то. Вот это уже не просто».
Разрушенный страстями и утративший Бога ум не может видеть мир в его истинном свете, не может определить главное. Он слеп и в своей поврежденности, и в утрате Света Истины. Но при этом он горделив и высокомерен. «Мудрость внешняя есть буйство перед Богом; ценна же истинная простота душевная, которая есть матерь веры, и смирения, и нелицемерной любви» (Амвросий Оптинский).
Святой Дух – Дух Истины – прост, поэтому ум, соединенный со Святым Духом, и прост, и разумен. Это есть возрожденный ум в общении с Богом. У такого человека душа светла.

  • Многомерность и Маломерность

    Если двое людей живут в одном месте и в одно время, и одному и места достаточно, и времени на добрые дела достаточно, а другому всё места мало и времени не хватает – значит, эти люди живут в разных измерениях и мерами разными себе жизнь и от жизни отмеряют.

  • Себестоимость

    Задача любой здоровой экономики качество производства повышать, а себестоимость понижать. Не набивайте себе стоимость – придётся её заплатить. Лучше повышайте качество производимых мыслей, слов и дел. Станете истинно богатыми.

  • Обновки

    Когда мы ищем обновок для души, следует вспомнить о хорошо забытом старом: терпении и смирении. Для души нет «моды» – есть только «классика», которая вне «моды» и всегда по душе и к лицу.

Пожалуйста, заполните поле Email