Кто в покаянии, тот во внимании

Преп. Никифор Уединенник: «Внимание некоторые из святых называли блюдение ума, иные – хранением сердца, иные – трезвением, иные – мысленным безмолвием, а иные – еще иначе как. Но все сии наименования одно и тоже означают… Внимание есть признак искреннего покаяния. Внимание есть души воззвание к себе самой».


«Первое в производстве покаяния есть войти в себя, увидеть себя» (свт. Феофан, Затв. Вышенский).
Покаяние есть у того, кто не только непрестанно помнит о своих грехах и страстях, но и старается их видеть и осознавать. Это с Божьей помощью развивает духовное зрение и внимание к себе. Такое внимание не мнимое, оно реальное. И если неожиданно проявилась страсть, это значит, что не было должного трезвения чувств, внимания и покаяния.

«Горестное самообольщение! душепагубное ослепление! Самообольщение основано здесь на самомнении, а самомнение есть повреждение душевного ока, родившееся от неправильной деятельности и рождающее еще более неправильную деятельность. Возлюбленный брат, спокойствие, которым ты уверяешься в верности пути твоего, есть не что иное, как несознание и неощущение своей греховности, происшедшее и происходящее от нерадивой жизни, а радость, которая по временам рождается в тебе по причине наружного преуспеяния и человеческих похвал, отнюдь не есть радость духовная и святая: она – плод самомнения, самодовольства и тщеславия. Такое состояние мнимого спокойствия святые Отцы называют нечувствием, умерщвлением души, смертию ума прежде смерти тела. Нечувствие, или умерщвление души, состоит в отъятии и отступлении чувств покаяния и плача от нашего духа, в отступлении спасительного болезнования, называемого сокрушением, от нашего сердца. Безболезненность сердца, или мнимое спокойствие, есть верный признак неправильности образа мыслей, неправильности подвига, самообольщения» (свт. Игнатий Брянчанинов)
Покаяние с Божьей помощью очищает сознание, освобождает его от страстей и мечтаний, поэтому ум может со временем стать более собранным, ясным, и внимание будет более качественным. Не следует откладывать покаяние, нужно стараться каяться сразу, иначе теряется бдительность и внимательность, портится духовное зрение.
Внимание ума помогает определить, какой нами движет дух и выбор души определяет, в какую сторону она повернется, к Богу или от Него. Непрестанная живая молитва помогает удерживать наш ум во внимании и быть обращенным к Богу, чтобы не терять покаянное состояние и понимание величия Бога, своей греховности, милости и справедливости Божьей к нам. Покаяние и внимание к себе делает нас смиренными и верными Богу. Результатом покаяния является благодарность. Нужно размышлять о жизни Санникова Василия, как образца праведной жизни и стараться быть того же Божественно-Торжественного Духа, чтобы осознавать свою немощь, каяться и просить Божьей милости.
Внимание, благоговение и покаяние сопутствуют друг другу не только в молитве, но должны следовать вместе всегда. Поэтому равно можно сказать, кто во внимании, тот и в покаянии.

  • Обновки

    Когда мы ищем обновок для души, следует вспомнить о хорошо забытом старом: терпении и смирении. Для души нет «моды» – есть только «классика», которая вне «моды» и всегда по душе и к лицу.

  • Многомерность и Маломерность

    Если двое людей живут в одном месте и в одно время, и одному и места достаточно, и времени на добрые дела достаточно, а другому всё места мало и времени не хватает – значит, эти люди живут в разных измерениях и мерами разными себе жизнь и от жизни отмеряют.

  • Себестоимость

    Задача любой здоровой экономики качество производства повышать, а себестоимость понижать. Не набивайте себе стоимость – придётся её заплатить. Лучше повышайте качество производимых мыслей, слов и дел. Станете истинно богатыми.

Пожалуйста, заполните поле Email