Быть внимательным ко всем процессам в душе

Внимание – это сердце внутреннего делания.
Каким бы делом человек ни занялся, без внимания он никогда в нем не преуспеет. Поэтому внимание очень необходимо для нашей жизни, как внешней, так и внутренней.


Внимание – это сосредоточенность ума и его направленность на что-либо, имеющее значение для человека. Внимание улучшает результат других умственных процессов – таких, как запоминание, мышление, воображение, но оно не существует само по себе.

Внимание формируется усилием воли и с Божьей помощью. Оно обладает такими свойствами, как устойчивость, концентрация, распределение, объем и переключение. Для внутреннего делания очень важна концентрация внимания на процессах, происходящих в душе. Святые отцы очень часто давали тем, кто к ним приходил, простой, на первый взгляд, совет: «Внимай себе», то есть будь внимателен к тому, что происходит в твоей душе. Будь внимателен к тому, как ты поступаешь в своей жизни. Будь внимателен к тому, как совершается или, наоборот, не совершается твое спасение. Вот это внимание к себе и является темой нашей сегодняшней беседы.
Что значит внимать себе? Мы знаем, что прежде, чем мы совершаем какой-то поступок, он определенным образом зарождается в нашей душе. Зарождается в наших помыслах, желаниях, чувствах, переживаниях и в конечном итоге становится плодом того, что у нас постепенно в душе вызревало. В нашей душе находятся корни всего того, что в жизни нашей реализуется, и поэтому, безусловно, необходимо внимание к тому, что внутри. Почему бывает так, что в нашей жизни что-то происходит, а мы не можем понять, что в этих событиях движет нами: здравый смысл, какая-то необходимость или же страсть, которая в этот момент пробудилась в душе? Именно потому, что у нас внутри всё беспорядочно. А беспорядок — оттого, что мы порядок очень редко внутри себя наводим. Наводить порядок в душе нужно с Божьей помощью, ведь когда Божественная благодать воздействует на человека, тогда Святой дух проникает в сознание. Отсюда – закон для внутрь-пребывания: держи мышление свое включённым и собирай воедино ум, волю и чувства. Но, не всегда получается быть внимательным и собранным, так как нам мешают наши грехи, наши некачества, и нужно прикладывать усилие воли, чтобы держать их проявления под контролем. Для такой работы необходима концентрация внимания.
Концентрация внимания – это способность человека сосредоточиться на решении задачи. Собранность ума позволяет преодолеть его рассеянность, которая может быть двух видов.
1. Неумение сколько-нибудь длительно сосредотачивать внимание – оно постоянно «скользит», человек все время отвлекается. Причинами этой рассеянности ума могут быть: недисциплинированность или избыток всевозможных неглубоких интересов.
2. Существует рассеянность, как следствие односторонней сосредоточенности сознания, когда человек не замечает того, что с его точки зрения представляется незначительным. Классический пример – рассеянность ученого, поглощенного своими трудами и игнорирующего разные «мелочи жизни».
Глубокая концентрация внимания полезна при работе над одной задачей, а также в тех случаях, где от человека не требуется быстрая деятельность. А вот там, где требуется быстрое переключение внимания, излишне глубокая концентрация может создать трудности. Например, когда человек излишне сконцентрирован на себе, он не внимателен к другим людям, их поведению и потребностям. Или, например, излишне сконцентрировался на своих ошибках, но не уделил внимание причинно-следственным связям и впал в уныние.
А чтобы избежать этой и подобных ошибок нужно уметь распределять внимание.
Это умение нужно нам в тех случаях, когда одновременно выполняется несколько действий – например, при обучении вождению. Главное условие успешного распределения внимания в том, что хотя бы одно действие должно быть автоматизировано, доведено до уровня навыка. Например, достаточно просто выжать сцепление, чтобы завести двигатель, а дальше пока двигатель греется, оценивать обстановку. Так и внутреннее делание должно быть хорошо налажено, чтобы уметь вовремя и правильно реагировать на внешние обстоятельства.
Распределение внимания необходимо, поскольку в душе происходит множество процессов, и нужно стараться как можно больше из них осознавать и контролировать. Продолжая пример с унынием, отметим, что избежать его поможет память о своих ошибках и память о милости Божией – это пример распределения внимания и грамотной организации мышления.
Ещё очень важно увеличивать объем внимания – это количество объектов или процессов, которые могут восприниматься одновременно, ясно и отчетливо. Объем внимания зависит от мощности ума, качества и количества знаний, заинтересованности и старания человека. Объем внимания увеличивается, например, когда мы стараемся всегда помнить о своих грехах, концентрировать на них внимание и при этом предстоять перед Богом, внимательно выполнять Его волю, а также внимательно и терпеливо относимся к людям. Всё это требует внимания, поэтому выполнение этой работы расширяет масштабы внимания, в том числе за счет повышения его качества.
Переключение внимания – отличается от отвлечения тем, что оно выполняется человеком осознанно. При слишком высокой концентрации внимания, его переключение может быть затруднено. Это приводит к рассеянности и невнимательности в некоторых сферах жизни, к которым человек не испытывает достаточного интереса либо на которые у него не хватает объема внимания. В духовной практике своевременное переключение внимания на себя помогает избегать осуждения, гнева и прочих грехов. Когда нам не нравится чьё-то поведение, нужно постараться быстрее перевести внимание на себя. И подумать сколько раз сам ошибался, каялся, просился, молился, пока смог или пока ещё не смог, например, не оправдываться на замечания Учителя или родителя.
Также человек не может переключать внимание, когда рассеян и не управляет своим вниманием. Его увлекают разные внешние события или внутренние реакции (страсти) – он идёт у них на поводу.
Устойчивость внимания – это длительность сосредоточенности сознания. От чего она зависит? Например, когда объект внимания не доставляет новых впечатлений, внимание отвлекается от него. Следовательно, внимание можно удержать, постоянно раскрывая в объекте внимания новое содержание. Однако важнее понимать, что устойчивость внимания определяется терпением, смирением и прочими качествами человека. В совокупности это даёт устойчивость не за счет новизны объекта исследования, а за счет добродетелей, ответственности и осознанности.
Поскольку «душа всех упражнений о Господе – внимание», то оно должно быть направлено на качественную работу над собой, чтобы сохранять трезвомыслие и не возгордиться результатом работы, которую мы можем делать только с Божьей помощью.
Знание своих грехов необходимо нам для того, чтобы быть на страже, когда начнут проявляться страсти, проникать через ум, волю и чувства. Вовремя их распознав, можно их с Божьей помощью отсечь или переработать.
Совсем недавно, неожиданно в моей жизни произошли перемены. Закончила земную жизнь руководитель общества активных инвалидов и ко мне начали обращаться члены нашей организации с предложением возглавить организацию и продолжить доброе дело.
В моей душе проявилось сразу несколько страстей и одновременно происходило несколько процессов.
Первым чувством возник страх – я не готова брать на себя такую ответственность, потом гордость – меня же просят. За этим пошли сомнения, смогу или не смогу наладить работу.
Была и жалость к себе, и оправдания, и жадность, и лень, и недовольство собой, потому что никак не могла собраться и сосредоточиться.
Слава Богу, что сейчас я уже более тесно знакома с теми процессами, которые происходят в душе. Эти знания помогли мне вовремя остановиться, собраться с мыслями и внимательно посмотреть на сложившуюся ситуацию.
Я вспомнила, как мой духовный Учитель, ещё 10 лет назад, говорил, что мне нужно работать с инвалидами, и именно в этом Обществе поддержали моё предложение о духовно-нравственном направлении работы.
Я понимала, что если я чего-то не знаю (а я многого не знаю в плане организации работы такого коллектива), то всегда могу обратиться за помощью к тому, кто знает. А чтобы не зазнаваться и не возгордиться у меня всегда есть Учителя, друзья, коллеги, которые помогут в лечении моей души.
Бывает порой, я позавидую или обижусь, но сама не замечаю этого, а Отец Небесный выводит нас на чистую воду и с помощью Учителей происходит осмысление моего поступка и осознание своей греховности.
Внутреннее делание помогает мне быть собранной, не убегать от ответственности, не прятаться за других людей, трезво мыслить, чтобы Божью волю выполнять и грехи отрабатывать. Я понимаю, что самолюбие и гордыня ещё не раз проявятся в моей жизни в разных видах. Что порой сама я просто не вижу, что поступаю нечестно. Но когда читаю Святые писания, Житие Святых, каждый раз нахожу в себе те или иные грехи, о которых даже не подозревала. Тогда благодарю Отца Небесного, Учителей за то, что помогли увидеть мне мой грех и прошу помощи – силы, терпения, мудрости, чтобы быть внимательнее к себе и к своей жизни.
Слава Богу за всё. И спасибо Учителям, что помогают проводить внутреннее делание, чтобы стать деловым человеком.

  • Себестоимость

    Задача любой здоровой экономики качество производства повышать, а себестоимость понижать. Не набивайте себе стоимость – придётся её заплатить. Лучше повышайте качество производимых мыслей, слов и дел. Станете истинно богатыми.

  • Многомерность и Маломерность

    Если двое людей живут в одном месте и в одно время, и одному и места достаточно, и времени на добрые дела достаточно, а другому всё места мало и времени не хватает – значит, эти люди живут в разных измерениях и мерами разными себе жизнь и от жизни отмеряют.

  • Обновки

    Когда мы ищем обновок для души, следует вспомнить о хорошо забытом старом: терпении и смирении. Для души нет «моды» – есть только «классика», которая вне «моды» и всегда по душе и к лицу.

Пожалуйста, заполните поле Email