Чувства
Чувства представляют собой механизм восприятия и первичного анализа внутренней и внешней информации в разных её формах. В основе работы физических органов чувств находятся специальные рецепторы – клетки с повышенной чувствительностью, которые воспринимают изменения окружающей среды (колебания световых, звуковых волн) и преобразовывают их в нервные импульсы. Информация о внутренних процессах тела воспринимается похожим образом – благодаря нервной системе: ее клетки и волокна фиксируют происходящие в организме процессы, обрабатывают их, и мы воспринимаем их как чувства и ощущения.
Мы чувствуем именно импульсы или их группы, прошедшие первичный анализ органов чувств и сведённые в специфические коды, передаваемые периферической нервной системой, затем обрабатываемые центральной нервной системой.
В силу малой изученности души пока можно лишь предположить, что у души также есть рецепторы, воспринимающие внутренние реакции и внешние изменения окружающей среды. Тем не менее, можно утверждать наличие механизма образования и передачи импульсов как сигналов о происходящем внутри и вокруг души, её реакциях на изменение внутреннего и внешнего мира. Мы знакомы с чувствами (состояниями) души – это специфические реакции (обида или радость), возникающие в душе и воспринимаемые ее силами в ответ на происходящие события. Ощутить мы их можем благодаря системе чувств и некоему аналогу центральной нервной системы души, который собирает воедино импульсы и направляет их в обрабатывающий центр (ум) для осознания и принятия необходимого решения. Если силы души не собраны, многие происходящие в ней процессы и реакции остаются незамеченными и могут оказывать негативное воздействие на ее состояние. Либо возникающие чувства и ощущения увлекают за собой ум, рассеивают сознание, мы поддаемся впечатлениям, сиюминутным желаниям и страстям. Собранность позволяет быть внимательным к чувствам и ощущениям, своевременно их обрабатывать, осознанно действовать, руководствуясь духовными нормами, и не реагировать реактивно (без осознания) на уровне инстинктов, присущих душевной и телесной природе, или вредных привычек, срабатывающих как автоматическое поведение.
Чувства души как приемник-анализатор обеспечивают двустороннюю связь с внутренним и внешним миром. Качество восприятия и анализа определяется базовыми характеристиками, данными душе при сотворении Богом, её положительными и отрицательными наработками. Человек обладает способностью развивать и настраивать систему чувств с Божьей помощью, используя ум и волю. Жизнь согласно духовным знаниям и законам со временем приводит к расширению спектра восприятия и улучшению качества первичной обработки информации. Человек познаёт суть ощущений, развивается его миропонимание и чувствительность. Возросшее количество ощущаемых душой импульсов (воспринимаемой информации) должно быть обработано умом, поэтому необходимо наращивать и знания, и духовные силы (терпение, смирение, уважение), чтобы справиться с увеличившейся мощностью потока различных импульсов и поддерживать высокое качество сознания. Мы постепенно учимся контролировать свои реакции на возникающие ощущения, и со временем сможем изменить порядок восприятия: неприятное становится приятным (со смирением воспринимаем замечания) и, наоборот, приятное становится непривлекательным (остерегаемся похвалы).
Если мы имеем о себе неверное мнение, и ум, и чувства воспринимают информацию через это преломление. Мы заведомо настраиваем силы души так, что мир вокруг нас и внутри нас должен быть согласован с нашими представлениями. Чувства, с одной стороны, по их естественному природному назначению могут поведать нам о душевных нарушениях, а с другой стороны, нацеленные нашим эгоизмом на услаждение превознесением, будут расстроены из-за его отсутствия. Отклонение от желаемого либо здраво осмысливается умом, и мы приходим в правильное духовное расположение, либо возникает недовольство и обида, преломление восприятия ума и чувств усиливается и закрепляется.
В человеческом естестве есть три подсистемы взаимодействующих и сообщающихся чувств – духовные, душевные и телесные. Душевные и телесные чувства обусловлены физиологией души и тела, сформированными в течение жизни особенностями, привычками и наклонностями. Духовные чувства доступны и создаются, когда мы настраиваем ум, волю и чувства на восприятие Божьих откровений и воспроизводство духовных ценностей (чувство собственной греховности, чувство ответственности, чувство уважения). Духовные чувства воспитываются трудом человека и возникают благодаря действию духа с Божьей помощью, чтобы через них управлять душевными и телесными чувствами.
Между подсистемами чувств существует сообщение. Природу и истоки чувств можно определить благодаря духовной образованности, например, распознать душевный голод, который может присутствовать как неясное чувство дискомфорта, которое хочется компенсировать физической пищей. Еще пример, когда душевное чувство обиды с Божьей помощью исправляется духовным чувством своей греховности и чувством благодарности.
Трезвение чувств предполагает внимание к возникающим чувствам и ощущениям и реакциям души на них; а также контроль качества производства духовного чувства и его проведения в душу. Это значит, что в ответ на душевные и телесные ощущения и чувства, мы должны произвести духовную мысль, придать ей силу и направить душе как руководство к действию. Когда сигнал обладает достаточной силой, и происходят соответствующие преобразования в душе, тогда мы чувствуем реакцию души (покаяние или благодарность).
Духовное чувство генерируется умом и волей, а также может быть реакцией души человека, когда у него есть соответствующее духовное качество и / или Бог помогает Святым Духом. Если мы отворачиваемся от Бога, мы закрываемся от Святого Духа, тогда нам не доступно восприятие и понимание Его духовного действия.