Страх Божий

Страх – чувство неприятное до момента, пока не осознаешь, что душа без него находится в нечувствии. Избегание страха происходит по многим причинам: рассмотрим гордыню и тщеславие, малодушие и неверие. Эти причины взаимосвязаны: нежелание испытывать страх зачастую присуще гордым людям – страх воспринимается как унижение.

Следует отличать естественный страх как реакцию на опасность (например, когда что-то угрожает нашей жизни), и страх как реакцию искажённого мировосприятия, когда мы воспринимаем критику и неудачу как угрозу. В первом случае контролируемый страх мотивирует думать, чтобы избежать опасности, и помогает сохранить здоровое чувство собственного достоинства. Во втором случае мы теряем способность адекватно мыслить, потому что боимся унижения и несостоятельности. Этот страх задевает гордыню, но в то же время порождается ею и болезненным восприятием своей малости. Мы не верим, что всё происходит по Божьей воле и с Божьей помощью. Вместо того, чтобы правильно расположить свои душевные силы, мы закрываемся, пытаясь защититься от мира, который не можем контролировать. Возникает нечувствие, которое усугубляется нарастающей ранимостью души, потому что мы не стараемся выздороветь, а только прячем душевные раны. И это также приводит к нежеланию чувствовать – защищаясь, мы блокируем чувства как систему восприятия себя и окружающего мира.

Умом мы можем понимать, что должны бояться Бога (бояться своевольничать), а в действительности это чувство мало и неощутимо в душе, не имеет духовной силы, ограждающей от греха. Без страха, на первый взгляд, проще живётся, ведь он создаёт нелёгкое чувство немощности и зависимости, но усиливающиеся в душе страсти заставят осознать тщетность ошибочных действий и заблуждения.

Страх Божий – хороший признак правильного духовного делания, в ответ на которое Бог помогает пребывать в этом чувстве. Без него душа болеет: теряет духовное зрение, здравомыслие, чувствование Бога, становится своенравной и своевольной. В этом состоянии ей неприятен страх, в том числе и Божий. Подспудно она его ощущает, но пытается избежать и преобразовать (например, утверждается, постигая знания из гордости). Причина неприятия страха кроется и в особом ощущении трепета от чувствования своей зависимости, и в стремлении избежать бед и проблем, потому что нет признания себя их достойным. Душа не помнит о своих грехах и не живёт в покаянии, которое в своей основе есть путь к Богу.

Взрослея и опираясь на страх Божий, мы проходим его ступени (как их описывают духовники): страх раба (страх наказания), страх наёмника (страх лишиться даров) и страх сына (страх огорчить Отца Небесного). Первые два страха – это плоды или эгоизма, или незнания, или неверия (поэтому духовники их называют нечистыми). Эти страхи, тем не менее, мотивируют двигаться и развиваться, стараться быть внимательным и не грешить. Так Бог использует не только наши добродетели, но и наши грехи, чтобы вести нас к Себе. Его путями мы постигаем Божью мудрость и любовь. В душе прибавляется Святой Дух, и мы обретаем третий (чистый) страх – плод любви, знания и веры. Страх за себя преобразуется в страх огорчить Отца Небесного своим падением.

Страх и покаяние спасают нас от самоуверенной прелести, лишающей душу зрения, слуха и прочих чувств. Осознание ошибок ведет к пониманию малости наших знаний и сил, которые Богом даны нам для труда. Вспомним, что в любой момент мы можем оступиться, но этого не происходит, потому что Бог ведет и поддерживает, а если отпустит нас с нашей самонадеянностью? Отвлечёмся от эгоизма, посмотрим на человеческие испытания, увидим, что есть люди, уроки которых сложнее и тяжелее, а что сделали бы мы в этих ситуациях? Глубже думая и чувствуя, душа с Божьей помощью постепенно прозревает и осознаёт свое истинное положение и участие Бога в ее жизни – свою немощность и греховность, Божью помощь и заботу. Из-за душевной слепоты и нечувствия мы не осознаём своего состояния и не страшимся Божьей справедливости, либо горделиво полагаемся на Божью милость, которую не трудимся заработать. От осознания своей омертвелости и превозношения тоже становится страшно и стыдно.

Духовное прозрение помогает понять, что и Бога мы воспринимаем неверно – как грозного наказывающего властителя, а в действительности, потрудившись понять Его, увидим Родителя, который скорбит от наших ошибок, старается помочь, а мы пренебрегаем и отворачиваемся. Осознав и прочувствовав это, мы будем бояться огорчить Отца Небесного. С уважением и смирением восприняв Его Святой Дух в своей душе, мы с еще большим трепетом будем заботиться о выполнении Божьей воли. Теперь страх Божий не отвергается душой, а соединяет ее с Богом.

  • Себестоимость

    Задача любой здоровой экономики качество производства повышать, а себестоимость понижать. Не набивайте себе стоимость – придётся её заплатить. Лучше повышайте качество производимых мыслей, слов и дел. Станете истинно богатыми.

  • Многомерность и Маломерность

    Если двое людей живут в одном месте и в одно время, и одному и места достаточно, и времени на добрые дела достаточно, а другому всё места мало и времени не хватает – значит, эти люди живут в разных измерениях и мерами разными себе жизнь и от жизни отмеряют.

  • Обновки

    Когда мы ищем обновок для души, следует вспомнить о хорошо забытом старом: терпении и смирении. Для души нет «моды» – есть только «классика», которая вне «моды» и всегда по душе и к лицу.

Пожалуйста, заполните поле Email