Вера как особая форма питания

Качество веры, мышления, чувств человека и сама их суть более отчетливо проявляются в сложные (критические) периоды жизни. Описывая свой лагерный опыт, русский писатель и поэт Варлам Шаламов в «Колымских рассказах» и других произведениях подмечает важные закономерности жизни. Особенно ценно его заключение о том, что более достойных людей, чем верующие, в лагерях он не видел. «Растление охватывало души всех, и только религиозники держались». Возникает вопрос – почему и как вера оказывала такое воздействие на людей? 

 

Педагог Ушинский К.Д. отмечал, что «никакая душевная деятельность не может совершаться иначе, как через посредство потребления физических сил», под которым он подразумевал питание тела. В некоторой степени это действительно так: об этом Шаламов В.Т. писал, что из-за постоянного голода человеческие чувства (любовь, дружба, зависть, честность и т.д.) у заключённых ушли «вместе с тем мясом, которого они лишились за время своего продолжительного голодания». В лагере у них притупились и мышление, и чувства. На них не было сил, и если нужно было что-то обдумать, то нелегкость этого процесса открывала некую материальность психики, делала ее ощутимой вплоть до того, что думать было больно. И в то же время стало понятно, что естественные для человека духовные процессы – думать и чувствовать – это та сила, которая помогает человеку выживать. На Колыме от непосильной работы, плохого питания и побоев лошади умирали раньше людей, и Шаламов В.Т. дал этому объяснение – человек «заставил своё духовное начало успешно служить началу физическому». 
Люди – существа одновременно духовные и материальные, и такие специфические процессы как мышление и чувствование в нас работают в соединении духовности и материальности. И если страдает наша материальная составляющая (тело), то возникают затруднения с душевной деятельностью – с мышлением и чувствами (следует отметить и обратную зависимость: разрушение духовного начала приводит к разрушению физиологии). Единственным исключением в лагерях оказывались верующие, которых не касалось растление. Вспоминая подвижнический опыт Старцев, намеренно лишавших себя еды, воды и сна, чтобы преодолеть зависимость душевных процессов от материальности физического тела, следует признать, что у них получалось настроить соподчинение тела духу и душе с одним важным условием – с Божьей помощью.
Мышление и чувства – это сила, которая вызывает из души к жизни положительные и отрицательные свойства человека, и если ее не хватает, человек как будто замирает. Варламов подметил, что развитие людей в лагере останавливалось на уровне того времени, когда их арестовали. Это происходило не только из-за психологического стресса, но и от голода, холода и побоев. В психологии описывается еще одно важное явление, когда человек застревает во времени возникновения своих обид и не развивается, потому что его мышление ими блокировано. Таким образом, здоровое мышление – это основное условие развития души человека, необходимое, как метаболизм для роста физического тела. 
На всякую деятельность нужны силы. Чтобы думать и чувствовать, нам нужны силы духовные и материальные. Если ограничить материальную пищу, человек должен правильно организовать свой ум, чтобы он больше переключился на добывание духовной пищи. Ум даёт питание душе: чем мы питаем свой ум, тем мы питаем и душу. Если ум работает в угоду только телу, он больше занят добыванием материальной пищи, а душа не получает достаточного питания. Если на первый план выходит душа, то умом мы трудимся и зарабатываем, прежде всего, силы духовные, которые отчасти могут компенсировать физические силы, а также позволяют снизить зависимость от физиологии и переключить себя на большее потребление духовной пищи. Учитывая лагерный опыт Варлама Шаламова, можно предположить, что именно это и является объяснением, почему верующие люди не растлевались – у них было налажено духовное питание, и оно в какой-то мере компенсировало недостаточное питание тела. И если обычные заключенные от постоянного голода и холода чаще болели, сдавались, предавали, сходили с ума, умирали (сознание не выдерживало постоянную физическую и психологическую нагрузку), то верующие были более крепкими духовно и не теряли человеческий образ. 
Что представляет собой вера и как она работает? С одной стороны мы понимаем веру как особую форму знания, но в этом случае она является продуктом. Веру необходимо рассматривать и с другой стороны – как процесс производства этого знания. Человек делает усилие, чтобы верить, т.е. не просто думает о добре, он делает усилие, чтобы у него внутри появилось добро. И ему нужно преодолеть сопротивление своих отрицательных реакций и давление физиологии, если речь идёт, например, о голоде и холоде. 
Постоянные голод и холод ведут ум человека за собой, и если ему не дать другое, конструктивное направление и работу, он разрушается. Подобным образом страсти, развивающиеся в изголодавшейся без правильного питания душе, тоже разрушают мышление. Вера представляет собой труд, который упорядочивает, насыщает и укрепляет мышление и душу ценными элементами, но на него необходимы силы, которые в том числе, как писал Ушинский К.Д., черпаются из «процесса переработки физических сил в организме из формы скрытых сил в форму открытых движений». Если человек не имеет достаточных душевных или физических сил, он должен найти способ компенсировать их недостаток. Им является смирение. Человек не может всё в своей жизни контролировать, решать всё своими силами, и трудные обстоятельства предоставляют возможность познать это и распробовать смирение на вкус. Смирение – это способ переключиться на питание силами высшего порядка, чем те, которыми обладает человек. И если мы говорим, что вера – это особая форма работы мышления, то следует уточнить, что она невозможна без смирения. Обратимся к Ушинскому К.Д., согласно которому «сила – это перемена формы движения», и смирение является той силой, которая позволяет преобразовывать внутренние движения, например, усталость, недовольство голодом и холодом, злость в честность, мужество, уважение. Смирение помогает изменить движение души, обусловленное влиянием физиологических и психологических неудобств, и направить её (мышление, волю, чувства) к Богу и развитию. 
Вера как питание силами высшего порядка представляет собой привитие мыслям и чувствам духовности (например, честности и доброты), которая является силой высшего порядка не только по отношению к нечистой силе отрицательных свойств и страстей человека, но и по отношению к необходимому телу физическому питанию. Однако, особенно в сложных жизненных условиях, становится понятно, что этими силами высшего порядка человека питает Бог по его вере (т.е. по труду над своей душой), поскольку сам человек в достаточной мере силами не обладает, да и силы высшего порядка находятся во власти Бога. Поэтому вера – это еще и способ установления двусторонней связи с Богом, благодаря которой происходит полноценное и устойчивое питание и развитие души. 
На данный момент человечество обладает многими знаниями. Они могут быть использованы по-разному: мы лучше понимаем Божьи законы и волю или, наоборот, мы становимся более самонадеянными. Не всегда и не во всём мы к имеющимся знаниям добавляем духовные фундамент и надстройку, чтобы они стали верой, которая движет, питает, направляет, развивает, прежде всего, душу. Без этого труда знания остаются в большей части на службе телу (и страстям), и это не та правильная служба духовного начала физическому, о которой в условиях выживания говорил Варлам Шаламов. Нашу свободу, дарованную обществом и знаниями, мы часто делаем распущенностью и вседозволенностью, а они не менее лагерей растлевают душу и делают её маловерной, поэтому система образования должна учить не просто знаниям, она должна учить человека верить.

  • Себестоимость

    Задача любой здоровой экономики качество производства повышать, а себестоимость понижать. Не набивайте себе стоимость – придётся её заплатить. Лучше повышайте качество производимых мыслей, слов и дел. Станете истинно богатыми.

  • Многомерность и Маломерность

    Если двое людей живут в одном месте и в одно время, и одному и места достаточно, и времени на добрые дела достаточно, а другому всё места мало и времени не хватает – значит, эти люди живут в разных измерениях и мерами разными себе жизнь и от жизни отмеряют.

  • Обновки

    Когда мы ищем обновок для души, следует вспомнить о хорошо забытом старом: терпении и смирении. Для души нет «моды» – есть только «классика», которая вне «моды» и всегда по душе и к лицу.

Пожалуйста, заполните поле Email