Зависимость от похвалы

Для ребёнка похвала – это одобрение и знак того, что он идёт в верном направлении, а также это подпитка: в форме похвалы выражается любовь, внимание и забота. Мы вырастаем и однажды осознаём, что по-детски зависимы от похвалы, и признаёмся себе, что это гордыня, но эту зависимость необходимо изучать глубже, поскольку она является следствием неправильного мышления и душевной неустроенности. 

 

Рациональность похвалы в детском возрасте становится зависимостью от неё во взрослом возрасте в том случае, если мы не взрослеем. В детстве одобрительными замечаниями взрослые создают и поддерживают наше представление о себе, а во взрослом возрасте – это уже наша работа, и она должна быть правильной. Ядро нашего мышления – представление о себе (кто я и какой я) – определяется наличием и расстановкой духовных знаний и сил (ресурсов), которые в нас заложены и воспитаны. Это качества человека, которые можно разделить на базовые и специальные. 
Базовые качества человека – свойства личности, благодаря которым создаётся здоровое восприятие себя и жизни, формируются гармоничные отношения с окружающими людьми, осуществляется труд и развитие. К ним относятся общие и необходимые для всех людей честность, уважение, трудолюбие, мужество, терпение, ответственность. 
Специальные качества человека – знания и умения, необходимые для труда и профессиональной деятельности, а также таланты и способности, проявляющиеся как дар и призвание. Это, например, талант певца или художника, способность к педагогической или научной деятельности, образование врача или инженера. К этой группе качеств следует отнести и умение читать, писать, потому что человек может не иметь даже начального образования, но быть мудрым, поскольку у него развита система базовых качеств. 
Взаимное влияние и структуру качеств человека можно представить в виде иерархии. Структура мышления устроена таким образом, что мы действуем исходя из некоего понимания себя. Одновременно с этим мы постоянно воспроизводим это понимание с учётом того, что происходит у нас в душе и вокруг нас. Это сложная система взаимосвязей, которая определяется структурой базовых качеств, т.е. то, как мы осознаём и ведём себя, зависит от внимания и уважения к окружающим людям, честности с самим собой, доброты и т.д. Здоровый баланс базовых элементов (достаточное наличие качеств и их правильная структура) позволяет правильно выстроить мышление и отношение к себе. На основу личности «я – базовые качества» наращивается система специальных знаний, которые «пропитывая» мышление и образуя связи с базовыми качествами, формируют мировоззрение и способности к обучению и труду. 
Обычно мы хотим и, по сути, должны быть лучше, чем мы есть на самом деле. Это хорошо, если мы трудимся над системой базовых и специальных качеств своей личности, тогда процесс совершенствования реален. Но если не трудимся, тогда мы создаём видимость, в которую верим, и хотим, чтобы в неё верили окружающие люди. Ошибки и замечания разрушают эту веру, возникают болезненные переживания, которые хочется скрыть еще больше, и наш механизм по воссозданию идеального образа работает еще активнее. Проблема заключается ещё и в том, что недостаток базовых качеств – это бреши и почва для развития страстей, т.е. мы имеем дело не просто с отсутствием качества, на его месте сформировалось отрицательное свойство характера (плохая привычка или страсть). И мы совершаем еще одну ошибку – вместо того, чтобы преобразовать страсти и наработать базовые качества, изменить свои реакции и отношения, а вместе с ними переживания, и естественным образом убрать боль и дискомфорт, мы используем защитные механизмы. Думаем, что смягчим или спрячем болезненные переживания, но на самом деле мы усиливаем зависимость. 
«Я лучше» – это плод поражённого эгоизмом мышления и воображения, из-за которых мы не восприимчивы к правде, но очень желаем одобрения и подтверждения. Искажение мышления начинается с мысли, в которой мы возвеличиваем себя. Оно может быть явным – «я лучше» или скрытым – «почему я хуже». Эти мысли могут быть основаны на избытке или недостатке базового или специального качества, например, «я самый честный», «я лучше всех знаю предмет», «почему я трусливый», «почему я плохо понимаю». Если эгоистическая мысль закрепится в мышлении на постоянной основе (впитается) – это будет начало или питание эгоизма, а он всегда возникает на основе недостатка базовых качеств и труда над собой. В момент возникновения вредной мысли нас должен трезвить духовный иммунитет – мышление, в основе которого находятся ответственность, смирение, уважение, честность. Прикладывая эти элементы к вредоносной мысли (реакции) и призывая на помощь Бога, мы сможем вычленить её и обезвредить – не дать ей впитаться в сознание. 
У каждого из нас выстраивается своя структура реакций на жизнь, в её корне находится естественное стремление к самореализации. Здоровое мышление обеспечивает эти процессы правильно – за счёт труда и здравой самооценки, но если мышление поражено эгоизмом, мы не трудимся или трудимся под влиянием страстей и имеем искажённую самооценку. В результате мы больше начинаем заботиться о себе, а не о деле и окружающих людях. Отсюда потребность в похвале – это потребность в питании (потому что мы сами не зарабатываем) и в утешении-лечении (потому что искажённое восприятие болезненно для души), но питается и утешается в данном случае болезненное эго (гордыня). Поэтому лечиться от зависимости необходимо честным трудом и здравым размышлением. 
Здоровый баланс базовых качеств – это задача воспитания, достойная структура специальных качеств – это задача системы образования общества. Воспитательная работа должна производиться постоянно, чтобы корректировать недостатки в базовой структуре качеств человека, продолжать воспроизводить базовые качества и обеспечивать их хорошую взаимосвязь со специальными качествами. Мы можем обладать многими знаниями, талантами и умениями, но если в душе есть недостаток базовых качеств и, как следствие, мышление искажено эгоизмом, мы становимся жертвой страстей и постоянно желаем признания и одобрения. Не очень помогут нам специальные знания, и очень велика вероятность, что их мы будем использовать, чтобы заслужить похвалу. Иногда мы, остро переживая недостаток базовых качеств, наращиваем специальные качества, чтобы достичь признания и сгладить душевный надлом, но этого постоянно оказывается мало. 
Недостатки в воспитании и образовании проявляются по-разному. Например, в наши дни с развитием социальных сетей люди на многое готовы пойти ради внимания (даже отрицательного) и одобрения. Вместе с этим у людей развивается склонность оценивать – ставить «лайки» и «дизлайки», также появляется нездоровый интерес к жизни других людей (к сплетням). Далее по цепочке развиваются спекулирующие на этом ток-шоу и средства массовой информации. Всё это ведёт к тому, что у людей портится вкус, полноценная и здоровая пища для мышления и души уже не столь аппетитна, убавляются способности её производить и потреблять. Такое общество легко раскачать – достаточно вбросить даже недостоверную информацию, и люди на эмоциях, глубоко не вдумываясь в суть происходящего, начинают паниковать или протестовать. Если мы делаем основной упор на специальные качества, мы воспитываем людей, в которых не создана полноценная основа личностных качеств, а последствия, как для судьбы одного человека, так и для страны, могут быть большими. Кроме того, усвоение специальных качеств снижается, если человек испытывает нехватку базовых качеств и от этого (особенно дети) еще больше страдает, поэтому воспроизводство всей совокупности качеств человека как основы общества и его социально-экономических процессов – это, по сути, вопрос национальной безопасности. 

  • Себестоимость

    Задача любой здоровой экономики качество производства повышать, а себестоимость понижать. Не набивайте себе стоимость – придётся её заплатить. Лучше повышайте качество производимых мыслей, слов и дел. Станете истинно богатыми.

  • Обновки

    Когда мы ищем обновок для души, следует вспомнить о хорошо забытом старом: терпении и смирении. Для души нет «моды» – есть только «классика», которая вне «моды» и всегда по душе и к лицу.

  • Многомерность и Маломерность

    Если двое людей живут в одном месте и в одно время, и одному и места достаточно, и времени на добрые дела достаточно, а другому всё места мало и времени не хватает – значит, эти люди живут в разных измерениях и мерами разными себе жизнь и от жизни отмеряют.

Пожалуйста, заполните поле Email