Боль. Часть 6

Боль взрослит человека, но лишь в том случае, если он понимает, как поступать со своей болью и с болью ближнего. Как мы обычно поступаем? Если больно, закрываемся или защищаемся злостью и агрессией. Тогда мы не взрослеем, остаемся малыми и слабыми. Но боль помогает расширить душу и мировоззрение, если пройти по ней, перенаправляя на себя, не пытаясь искать виноватых, трансформируя её и не впадая в обиды, агрессию и отстранённое безразличие.

Когда болит душа, возникают разные помыслы, которые, принимая, мы укореняем в своей душе постоянным отношением к людям и создаём себе привычки: 1. Если мне больно, то я имею право сделать больно другому человеку, имею право поступить так, как поступают со мной. 2. Если мне больно, то не трогайте меня, потому что прикосновения людей и окружающего мира причиняют мне еще большую боль. 3. Если мне больно, то я могу почувствовать, как больно я делал другим людям. Я не просто понимаю умом, я ощущаю эту боль живой плотью своей души, и я раскаиваюсь. Я чувствую, что людям нужна была любовь, а я злился, из-за того, что человек поступал не так, как я хочу, или раздражался, досадуя, почему же он слаб и не возьмёт себя в руки, или давая умные советы, пытался помочь ему, даже не прочувствовав его боль. Старание не обижаться, потому что меня не понимают, а вспомнить, сколько людей я сам не постарался понять, становится точкой перехода к покаянию, в процессе которого преобразуется эгоизм и снижается уровень боли в душе.

Однажды мы всё прочувствуем на себе, особенно, если осуждали и гордились. Вот я, видя слабость человека, но не чувствуя его боль, говорю ему – делай так и так, это же просто, у меня легко получилось. Это может помочь и вдохновить, а может вызвать обратную реакцию, потому что мы не приняли в расчет то, что все люди разные, и то, что было простым для нас, для другого человека может быть очень сложным. Его душа другая, и наш совет не будет работать как универсальный, значит, нужно начать с самого основного – искренней поддержки, внимания, любви. Бывают такие ситуации, что дополнительные советы не помогают человеку, а доставляют ему ещё большую боль. Он, возможно, и сам знает, как нужно поступать, много раз старался, но у него пока не получается, а наши советы в очередной раз подчеркивают бесплодность его попыток. В этом случае ему больше поможет то, что мы его понимаем и сопереживаем, тогда нужно просто почувствовать его – поддержать не словами, а душою, чтобы с Божьей помощью, он ощутил эту близость, а не наши холодные или даже пусть и теплые слова. А что в данный момент нужно человеку – объяснение для понимания ситуации или молчание, в котором бессловесно проявляется любовь, мы способны понимать, когда действительно стараемся ощутить боль человека. И часто оказывается так, что учимся мы этому, проходя сами эти уроки.

Поддержка и сопереживание работают так, что стараясь почувствовать душу и боль человека, мы своею душой, мыслями и чувствами создаём мост-сопряжение и переходим по нему к другому человеку, и вот что важно, теперь уже не только мы его чувствуем, но и он нас. Он чувствует, что он не один, что его любят, что его боль разделяют. Представьте, что мы несем тяжелую ношу, и рядом появляется человек, который советует, как сделать. Чуть легче, возможно, и станет, но больше помогает тот, что часть ноши берет в свои руки и несет. А еще представим себе человека, который только и критикует, что мы неправильно поступаем, не знаем, как делать правильно, и нужно бы больше духовной силы, но в какой-то момент ее может не хватить, и ноша станет тяжелее, потому что душа ослабнет из-за отчаяния. Конечно, в духовном мире не всё так просто, но в основе своей оказывается, что человек страдает от недостатка любви, пусть и по своей вине, потому что эгоист, но эта боль может стать началом пробуждения. Его страдания из-за недостатка любви смягчатся, когда он почувствует любовь со стороны ближнего. Ему станет легче, и, трансформируя свою боль, он придёт к тому, что нужно учиться любить самому.

Любовь в нас восполняет Бог, но к этим живым отношениям еще нужно прийти, чтобы почувствовать Его живую, не отступающую от нас ни на мгновение, любовь, даже когда мы совершаем серьезные ошибки. А мы, люди, иногда отступаем от ближнего в трудной ситуации, думая, что сам виноват, согрешил, нарушил. Он ищет помощи и поддержки, иногда это проявляется даже в капризном поведении, и помощь ему нужна, может быть, в виде строгого замечания, а возможно, больше помогут объятия с любовью. Для этого нужно понять, что там, в глубине этого каприза – эгоизм или боль? И пусть он к этой боли пришел путем своего эгоизма, но это не повод осуждать человека, особенно, когда он исстрадался от эгоизма и отчаянно нуждается в любви. Если он осознает наше сочувствие и сопереживание, эта помощь станет для него большим уроком, чем тысячи правильных слов.

Без любовно-трепетного отношения наша помощь может быть пыткой для человека. Холод нашей души он обязательно почувствует, и слова наши станут холодным скальпелем, которым мы делаем очередной надрез холодными руками в холодной комнате. Мы закончим разговор, а человек останется с холодом в своей душе. Мы уйдем, а что он будет делать? Допустим, он страдает от зависти, жадности, похоти, чревоугодия и т.д., но мы часто сначала видим грехи и страсти, а страдания и самого человека уже не замечаем, и начинаем изгонять грех и страсть, не обращая внимания на боль и реакцию человека. Забываем, что как раз наоборот, именно над грехами и страстями человек должен сам работать с Божьей помощью, а наша помощь заключается в том, чтобы его поддержать и не бросать.

Находясь на полпути к Богу или в самом его начале, мы часто неспособны, ощущать Его любовь, поэтому испытываем потребность в ней со стороны окружающих людей. Поэтому, когда болит своя душа, нужно быстрее стремиться к Богу, когда болит душа ближнего, нужно помочь ему нашей любовью прийти к Богу. В любом случае, боль – это личные отношения человека с Богом, о которых мы абсолютно всё знаем крайне редко, но Бог точно знает об этой боли, а человек еще пока только узнаёт, поэтому и находится в процессе ее переживания, а вместе с болью познания себя и Бога.

Иногда мы не успеваем обрабатывать свою боль. Болит, а мы злимся, и теперь уже болит у человека, который рядом с нами. Болит у нас обоих. Болит и у Бога, потому что Он никогда нас не покидает и чувствует всё то же, что и мы. Живая мысль о Нём и чувство, что и Ему больно, могут отвлечь от боли, но бывают случаи, когда мы настолько поглощены ею, что не ощущаем чужую боль и можем только просить. Когда мы концентрируемся только на боли, мы погружаемся в неё, и должны понимать, что не каждый человек сможет войти в нашу боль, чтобы вывести нас из неё, поэтому нужно её уважать, быть к ней внимательным, но стараться не быть накрытым ею с головой. Тогда мы и к боли окружающих людей будем относиться трепетно и заботливо, чтобы протянуть руку или прийти к человеку в его боли, принять её в свою душу, а не звать из-за угла и, тем более, не раздражаться на него, потому что он из боли, как из темного леса, не выходит. Обвиняя человека в его боли, мы просто топим его в ней. Пусть боль становиться любовью и потребностью в ней, а не обидой, ожесточенностью и равнодушием к боли окружающих людей, потому что это значит только то, что мы не справились со своей болью.

  • Многомерность и Маломерность

    Если двое людей живут в одном месте и в одно время, и одному и места достаточно, и времени на добрые дела достаточно, а другому всё места мало и времени не хватает – значит, эти люди живут в разных измерениях и мерами разными себе жизнь и от жизни отмеряют.

  • Обновки

    Когда мы ищем обновок для души, следует вспомнить о хорошо забытом старом: терпении и смирении. Для души нет «моды» – есть только «классика», которая вне «моды» и всегда по душе и к лицу.

  • Себестоимость

    Задача любой здоровой экономики качество производства повышать, а себестоимость понижать. Не набивайте себе стоимость – придётся её заплатить. Лучше повышайте качество производимых мыслей, слов и дел. Станете истинно богатыми.

Пожалуйста, заполните поле Email