Ум и бедность

Мы обречены жить в кризисах, если не изменим мышление, и чем быстрее мы раскручиваем экономику, тем меньше временной промежуток от одного до другого кризиса. Помимо объективной необходимости развивать экономику, чтобы обеспечивать жизнь и труд людей, нами движет эгоизм, жадность, зависть и другие страсти. Имея многое, мы испытываем потребность в большем. Иногда это ведет к усовершенствованию жизни, а иногда – в тупик.

Если мы глубже всмотримся в постоянную потребность иметь больше знаний, денег, вещей и внимания, то увидим, что она – следствие некоей внутренней пустоты, которой мы страшимся, стараемся убежать от нее, обезопасить себя, компенсировать её разными заменителями. Что это за пустота, чего нам не хватает, что вынуждает нас желать и бояться?

Когда желание иметь захлестывает душу, стоит остановиться и задуматься – это сделает меня счастливее? Иногда правда будет в том, что мы ответим себе – нет, этой вещью мы пытаемся сгладить внутренний разлад, отвлечь свои мысли радостью обладания, но затем они снова возвращаются к проблеме. Наши высокие скорости экономики скрывают это от нас – некогда задуматься, почувствовать себя, но в то же время, мы её сами ускоряем, чтобы меньше думать и разбираться в себе. Даже желание сделать больше добрых дел, приобрести больше знаний и духовных книг, может быть следствием душевной разбалансированности, стремлением убежать от неё и спрятаться. Эти трудности преодолеваются, когда мы приводим в порядок мышление, а вслед за ним и душу.

Выходит, что мы живем по формуле известного выражения – если ты такой умный, то почему такой бедный. Ответ нам пока сложно увидеть – испытывая недостаток присутствия Бога в душе, мы пытаемся заместить Его вещами, деньгами, отношениями с людьми. Но этот недостаток ничем иным, как близостью с Богом не заменишь. Что такое это присутствие Бога? Это любовь к Нему в мыслях и чувствах, и тогда мы чувствуем Его в своей душе. Нам предстоит долгий путь, прежде чем мы научимся таким образом распознавать наши потребности – в материальных желаниях видеть духовные нужды. Среди материальных благ, которые мы стараемся приумножить, многие из них используются, чтобы заместить потребность в любви. Мы отчаянно развиваем экономику материальных благ, а в действительности мы просто нуждаемся в любви. И пока мы решаем, есть Бог или нет, нужен Он нам или нет, способны ли мы без Него жить, жизнь показывает нам, что помимо некоей траектории развития человечества, мы пребываем в постоянной гонке страстей, теряем направление, падаем, поднимаемся и продолжаем наш бег, в который за нами включаются наши потомки. Чтобы познать свою слабость и силу Бога, мы должны пережить эти страсти и смириться, но не пускать их в экономику ни под какими предлогами, как мы, работая над собой, стараемся не пускать плохие мысли в душу, чтобы не загрязнить её. У нас может быть много знаний о человеке и мире, но если ум настроен почитать страсти как моду, как силу, как богатство, мы бедны.

Почему мы этого не видим? Наши страсти закрывают нам глаза, ум помрачается, а ум – это око души. В результате мы замутнённым мышлением не способны проникнуть в свою душу, увидеть ее дары и грехи, осознать, что экономика благополучия начинается со здоровья души, а мы далеко ушли от Бога и пока не можем связать с Ним экономическое развитие. У нас возникла путаница. Имея дары от Бога, можем считать себя бедными. Имея много грехов и страстей, считаем себя богатыми. Это результат смещенных ориентиров из-за недостатка знаний, избытка заблуждений и страстей. Если мышление не настроено на духовный мир, то какими бы умными и состоятельными мы не были, мы бедны. Мы ощущаем это по своим страстям – гордыне, тщеславию, жадности или зависти. Отрабатывая грехи, усмиряя страсти, мы нарабатываем духовные блага, которые помогают ощутить Бога в душе, и Бог помогает нам, приходя в душу вместе с этими благами, которыми мы должны служить, и тогда они укрепятся в нас добродетелями. Если этого не происходит, возникает искушение использовать блага для собственного удовольствия и комфорта, но тот труд и искушения, в которых нарабатываются качества души, помогают создать правильный порядок в душе.

Что бы мы не получили, нам всегда будет мало, если наш ум непослушен, мы остро переживаем недостаток добродетелей, а душой владеют страсти. Без духовного воспитания ума, мы будем постоянно испытывать голод и холод, и поэтому желать материальных благ и/или значимого социального положения. Смиренный и послушный ум поможет жить даже в условиях недостатка добродетелей, потому что хотя бы малыми мощностями, но мы будем делать добрые дела. С непослушным умом невозможно навести порядок ни в душе, ни в обществе, даже если мы очень одарены от Бога.

Духовное воспитание – это работа ума по Божьим законам и его сопряжение с Богом, тогда ум исправно руководит и чувствами. Если нарушен этот порядок, нами управляют страсти, да и сам ум их плодит и разжигает, а мы потом все эти мысли и чувства переносим в экономику. В результате наша экономика во многом построена умом, который помрачён незнанием и страстями. В таком состоянии он словно стеной стоит между Богом и нами, а должен служить и соединять нас.

  • Многомерность и Маломерность

    Если двое людей живут в одном месте и в одно время, и одному и места достаточно, и времени на добрые дела достаточно, а другому всё места мало и времени не хватает – значит, эти люди живут в разных измерениях и мерами разными себе жизнь и от жизни отмеряют.

  • Обновки

    Когда мы ищем обновок для души, следует вспомнить о хорошо забытом старом: терпении и смирении. Для души нет «моды» – есть только «классика», которая вне «моды» и всегда по душе и к лицу.

  • Себестоимость

    Задача любой здоровой экономики качество производства повышать, а себестоимость понижать. Не набивайте себе стоимость – придётся её заплатить. Лучше повышайте качество производимых мыслей, слов и дел. Станете истинно богатыми.

Пожалуйста, заполните поле Email