Реалии нашей экономики
Покупка бытовой техники оказывается интересным с научной точки зрения занятием, когда встречаешься с реалиями экономики и нашего мышления. Недавно у меня сломался холодильник отечественного производства, проработавший около 23 лет, и я решила снова купить холодильник этой марки. Консультант в магазине бытовой техники, упоминая особенности технического строения, стал рассказывать мне, что практически ровно через 3 года (срок гарантии) холодильник сломается, что на нашу отечественную технику рассчитывать не стоит – её специально так и делают, чтобы обеспечивать постоянный оборот продукции. Основываясь на статистике обращений, консультант убеждал меня приобрести специальное расширенное обслуживание за дополнительную сумму.
Реалии нашей экономики таковы, что торговый посредник, с одной стороны, предупреждая о недостатках, в коммерческих целях может сделать антирекламу отечественной продукции, но с другой стороны, иногда мы сами некачественно выполняем свою работу, а покупаем импортные товары. Но важнее задуматься о том, что наша экономика часто основана на том, чтобы продукция быстро физически изнашивалась или морально устаревала. Как потребителя, меня не очень радует перспектива через 3 года ремонтировать холодильник или через 6-10 лет – покупать новый, но представляя себя на месте работника завода, я понимаю, что необходимо рабочее место и зарплата, которая обеспечивается за счет выпуска продукции. И в этом видится не злой умысел, а то, что мы так вынуждены поступать по многим причинам. Во-первых, пока мы склонны развивать лишь материальное производство, и часто не только для обеспечения жизненных потребностей, но и чтобы служить нашим страстям. Во-вторых, численность людей на планете увеличивается, новые технологии по автоматизации и механизации производства приводят к высвобождению занятых, и чтобы они не стали безработными, необходимо обеспечивать их работой, в том числе за счет ограничения срока службы производимой продукции. В-третьих, только в экономическом движении создается добавленная стоимость, чему способствует частая смена предметов нашего быта или организация их дополнительного обслуживания. В результате мы сами оказываемся заложниками нашей экономики, потому что, приобретая некий товар, должны заранее предполагать расходы на его обновление или ремонт в ближайшем будущем. Мы вращаемся исключительно в материальной сфере, скорость которой увеличивается, а вместе с нею и число психологических травм у людей. Примером можно привести самоубийства взрослых людей, уставших от жизни, или детей в группах смерти, причинами которых является недостаток внимания со стороны родителей, которые, с одной стороны, вынуждены обеспечивать материальный достаток семьи, а с другой стороны, сами не очень заботятся, чтобы расширить сферу своих интересов за пределы материального благополучия. Получается замкнутый круг, из которого можно выйти, увидев другие измерения жизни.
Представим несколько иной тип экономики, в которой продукция по доступным ценам служит долго, её выпуск сокращается настолько, чтобы своевременно обеспечивать людей и не допускать излишков продукции. Возможно, по времени она будет производиться несколько дольше и потребует большего количества работников, но в результате все же высвободится рабочая сила, которой необходима сфера труда и заработка.
Избирая нематериальную сферу производства – мышление, мировоззрение и чувства человека, мы должны понимать, что она предполагает изменение целей развития экономики, т.е. достижение не только материального благополучия, но, прежде всего, духовного, а это требует определения критериев, законов и инструментов его реализации. В некоторой мере эта работа уже ведётся, в частности, – исследование человеческого интеллекта, особенностей формирования мышления и поведения, их влияния на общество, но она пока второстепенна или используется для подкрепления действующих механизмов работы экономики.
С изменением экономической модели изменится подход к самому человеку. Он станет целью и центром производства, мы будем больше внимания уделять тому, что происходит у человека в душе, понимая, что его духовные процессы проявляются в различных общественных явлениях. Сейчас мы не проводим эти причинно-следственные связи, поэтому не видим источники проблем и принимаем неверные решения. Человека с нарушенным духовным состоянием тянет на преступления различной степени тяжести от убийств до халатного отношения к своим обязанностям, при этом недостаток духовности всегда будет сопровождаться повышенными аппетитами в отношении денег и материальных благ, которые порой удовлетворяются нечестными методами. Экономика, помимо вынужденных неэффективных мер, поддерживающих её движение, испытывает нагрузки от этих отклонений. Чтобы компенсировать бреши, экономику приходится дополнительно разогревать, чтобы создавать добавленные стоимости, которые будут чьей-то зарплатой, суммой, необходимой для погашения внешних кредитов, или дотациями для развития убыточных отраслей. Целенаправленная работа над мировоззрением позволит сократить давление эгоизма, жадности, безответственности.
Нам необходим некий правильный баланс духовного и материального производства. Некоторое время назад обеспечение материальными благами было вопросом жизни для большинства людей, но сейчас с развитием науки и технологий мы пришли к проблемам перепроизводства, реализации и потребления продукции. Решив вопрос с материальным обеспечением, необходимо двигаться в духовную сферу, иначе мы постепенно погрязаем в своём узком материалистическом восприятии.
Как пример расширения занятости за счет дополнительных измерений производства можно привести школу, в которой необходимо организовать преподавание существующих предметов, направленное на работу с душой и мышлением детей. Соответствующие изменения произойдут в науке, которая ключевым фактором взаимодействия человека и окружающего мира увидит душу. На фоне материального перепроизводства у нас наблюдается нехватка учителей и учёных, потому что эти профессии сейчас не столь престижны. Ощущается недостаток финансирования сферы воспитания, образования, науки, при этом огромные деньги крутятся на фондовых рынках, где не создаётся реальный продукт материального и духовного производства, но подобные сферы создания псевдостоимостей становятся источниками кризисов в мировой экономике.
Люди и экономика постепенно созревают для того, чтобы организовать целостную индустрию работы с сознанием и интеллектом человека, о чём свидетельствуют многочисленные курсы и тренинги. При этом сфера материальной экономики должна обеспечить надежное финансирование и поддержку духовным направлениям производства.