Недовольство в обществе. Часть 1
Недовольство – это основной проводник разрухи, войн и революций. Не одно государство было разрушено на почве недовольства его граждан, не одна семья распалась из-за взаимных претензий. Важно понять, как оно возникает и что с ним делать.
Недовольство образуется из неудовлетворенных желаний и потребностей. Общественно признанный состав базовых потребностей человека постепенно расширяется по мере развития общества – сначала это были пища, одежда, жилье, сегодня он включает образование и самореализацию человека. Это естественный процесс: более ста лет назад не у каждого крестьянина была лошадь, а сегодня у многих людей есть личный автомобиль, что становится нормой жизни и поводом для желаний. Сейчас причиной для недовольства и забастовок может стать все, что угодно, начиная от недостатка хлеба и заканчивая ухудшением условий получения образования, ограничение каких-либо конституционных прав и свобод.
Важно правильно реагировать на недовольство – своё и окружающих людей, т.е. уметь отделять зерна от плевел. Если человек недоволен, неправильно сразу доказывать ему, что он ошибается, и пытаться подавить его недовольство. Более конструктивно вникнуть и понять, что в его позиции есть объективное зерно и субъективные (иногда деструктивные) элементы личностного восприятия жизни:
– объективное (рациональное) зерно недовольства возникает как результат взаимодействия человека с несовершенством общественной системы, его конструктивная разработка может помочь усовершенствовать общественную организацию;
– субъективная часть недовольства является следствием действия человеческих страстей и грехов, ее необходимо перерабатывать, изучая устройство человеческой души и механизмы ее оздоровления, тем более что часто именно эти элементы души являются причиной проблем в обществе.
Например, предприятие оказывает услуги населению. Качество работы низкое, потому что присутствуют лень, неуважительное отношение к людям и нежелание инвестировать средства в разработку новых технологий. Стоимость услуг высокая, потому что работниками движут эгоизм и жадность. Ситуация усугубляется, если это предприятие – монополист, т.е. единственное в данной сфере, потому может диктовать свои условия. Это сказывается не только на экономике государства, но и на каждом конкретном потребителе услуг – люди недовольны, жалуются и злятся. Более того, в своём недовольстве люди не замечают, что на своих рабочих местах поступают точно также. В результате слабеет и общество, и его экономика, потому что со временем недовольства становится много, а конструктивности мало. Можно развивать конкуренцию, чтобы работали несколько предприятий в данной сфере и, возможно, в соревновании они снизят цены и повысят качество работ. А можно обратить внимание на духовность работников предприятий, создать условия для ее развития и не понадобится приумножать количество, если будет повышено качество работы предприятий и организаций. Таким образом, точка пересечения объективной и субъективной частей недовольства показывает, что устраняя пробелы в духовном воспитании, общество существенно наладит свои жизненные процессы.