Культурные дети
У всех родителей есть одна большая цель – вырастить своих детей счастливыми. Что для этого нужно? Много чего: заботиться и любить, воспитывать деток, учить их полезному, давать им образование и материальное обеспечение, приобщать к культурным ценностям своего народа, и это, конечно же, далеко не полный перечень родительских обязанностей, помогающих взрастить полноценную здоровую личность.
Мы понимаем, что воспитание как действие и процесс – это один из основополагающих компонентов для становления личности. И знаем также, что воспитанный человек – это культурный человек, а потому стараемся «окультурить» наших детей, приобщить их к чему-то доброму, светлому и прекрасному, чтобы дать вдохновение их душам для раскрытия их потенциала.
Что же такое культура, с чего она начинается и какую роль играет в нашей жизни и в воспитании детей?
Понятие «культура» очень широкое и имеет много определений. Согласно словарю Ожегова, культура – это совокупность производственных, общественных и культурных достижений. Этимологически же слово «культура» восходит к латинскому cultura, от глагола colo, colere – возделывание, позднéе – воспитание, образование, развитие, почитание. Говоря простым языком, культура – это совершенствование всего хорошего, что есть в человеке, и практическая реализация его способностей и талантов.
Оказывается, сфера культуры включает в себя гораздо больше, чем вежливость и искусство, которые привычно ассоциируются большинством людей с данным понятием.
Сейчас существует достаточно много учреждений для детей, способствующих раскрытию их душевных богатств. Это и школы раннего развития, и дома культуры и творчества, и детские театры. Стало актуальным – и это радует – вкладывать силы и средства в развитие ребенка, многие родители поняли, что вдохновение и развитие творческих способностей благотворно влияет на детей.
Однако с дома ли культуры начинается культура личности? Точнее, только ли с него?
Помню, однажды в раздевалке ДК, куда я вожу свою дочь на танцевальный кружок, одна мама так торопилась переодеть своего ребенка и уйти, что пришла в крайне раздраженное состояние и принуждала своего ребенка переодеваться быстрее с помощью нецензурной лексики и рукоприкладства.
Честно говоря, заходя в эту раздевалку всегда чувствую «накал страстей» со стороны взрослых. Да, стульев там на всех не хватает, детей много, все толпятся… Но насколько же мы стали нетерпимы друг к другу, что даже незначительные неудобства выводят нас из равновесия, и мы срываемся на детей? Что останется в детской душе от урока танцев или пения, если она сомнется впоследствии от родительского негодования?
Первый дом культуры для ребенка, по моему пониманию, – это мир. Не мир, как место нашего обитания, а мир как любовь, уважение, принятие души ребенка как творения Божьего, достойного жизни и счастья. Дом культуры – это семья и гармоничные отношения в ней, основанные на доверии и взаимопонимании. Пока родители не начнут производство настоящих культурных ценностей в своем доме культуры, ДК будет просто «отдушиной» в детском мире или местом, где можно похвастаться и порезвиться. И сколько бы родители не водили туда свое чадо, его душа не сможет раскрыть свой творческий потенциал полностью, а тем более нарастить его, будучи зажатой в тиски домашней грубости и бескультурья.
Культура начинается с духовности: доброты, человеколюбия и жизнелюбия, милосердия и других христианских качеств, о которых пока не модно говорить, но которые, по Закону Божьему, «работают» и дают полет человеческой душе. А песни, танцы и другие виды творчества – это результаты реализации наших добродетелей в жизни. Глядя на результат чьего-то труда, можно и нужно вдохновиться и приобщиться к культуре. Но не узнав рецепта приготовления творческого вдохновения, невозможно приготовить его еще раз. Оно пройдет и растворится, как аромат духов в воздухе.