Право на самовыражение

У человека есть разные способы самовыражения, и речь – один из них. Недаром говорят, что словом можно исцелить, а можно и убить. Кто-то в наше время задумывается об этом, но большинство, по моим наблюдениям – нет. Мы считаем себя вправе порой ответить человеку грубо, видя какую-то несправедливость, а ведь ситуации могут быть решены иным, вежливым и спокойным способом.

Однажды мои дети играли на детской площадке; мы с моей бывшей сокурсницей в это время сидели на лавочке, общались и наблюдали за ними. На площадку пришла уборщица – худенькая женщина пожилого возраста, стала убирать мусор. Подойдя к лавочке, где мы сидели, и подняв очередную бутылку, она с возмущением обратилась к тем, кто этот мусор разбрасывал. Но поскольку обращалась она на «вы» и повернулась в нашу сторону, моя подруга приняла ее слова как обвинения в наш адрес и стала раздраженно отвечать на ее речь тем, что «это не мы бросали, и чего вам, мол, от нас надобно».
Я не люблю скандалить. Мысленно поставила себя на место уборщицы и поняла, что мне бы тоже было, мягко говоря, неприятно отношение людей к общественным местам и к труду тех, кто их убирает. И почувствовала, что у женщины просто «накипело», а мы, мамочки, «возможные вредители», попали в этот момент в ее поле зрения. Я согласилась с женщиной, что люди, которые сорят, особенно в местах для детей, поступают безобразно: мусор нужно выбрасывать в отведенных для этого местах. А моя дочь, услышав этот разговор, добавила, что для «мусорщиков» нужен полицейский с пистолетом – чтобы им страшно было мусорить. Чувствую, у женщины «отлегло»… И хотя она продолжила во время уборки что-то возмущенно бормотать, ситуация разрешилась все же, я считаю, пониманием сторон.
Или вот еще случай. Моя знакомая (скажем, Нина) рассказала мне, как одна старенькая бабушка, выведя своего внучка на прогулку, угощала всех малышей, кто был во дворе, большой шоколадной конфетой, предлагая каждому откусывать кусочек. Нина с возмущением запретила этой бабушке давать такую конфету ее дочери, и с таким же возмущением и осуждением она рассказывала потом об этой ситуации мне. У меня же возникло желание успокоить свою знакомую – бабушка ведь хотела как лучше, несмотря на несоблюдение санитарных правил. Да, я бы так конфету детям не давала, но нужно учитывать возраст бабушки (по виду уже за 80): когда они были маленькими, и когда были маленькими их дети, подходы к жизни во многом были проще – из общественной конфетки не делали врага № 1 и не обвиняли ее во всех детских, даже потенциальных, болезнях. Я недавно узнала, что в свое время детвора всего нашего небольшого микрорайона купалась в одной (!) ванночке, которую взрослые выносили летом в жаркие дни на улицу – чтобы детвора веселилась. И до сих пор никто от этого, слава Богу, не умер!
Почему мы относимся друг к другу враждебно, вставая в защитную позу и пытаясь доказать своё во что бы то ни стало, даже когда на нас никто не нападал? Кто нас этому научил? Возможно, период, когда в моду вошел лозунг «наглость – второе счастье»? Но ведь не «осчастливились» же… Пора перестраиваться, друзья, пора. Как говорит в мультфильме Кот Леопольд: «Ребята, давайте жить ДРУЖНО!»

  • Многомерность и Маломерность

    Если двое людей живут в одном месте и в одно время, и одному и места достаточно, и времени на добрые дела достаточно, а другому всё места мало и времени не хватает – значит, эти люди живут в разных измерениях и мерами разными себе жизнь и от жизни отмеряют.

  • Обновки

    Когда мы ищем обновок для души, следует вспомнить о хорошо забытом старом: терпении и смирении. Для души нет «моды» – есть только «классика», которая вне «моды» и всегда по душе и к лицу.

  • Себестоимость

    Задача любой здоровой экономики качество производства повышать, а себестоимость понижать. Не набивайте себе стоимость – придётся её заплатить. Лучше повышайте качество производимых мыслей, слов и дел. Станете истинно богатыми.

Пожалуйста, заполните поле Email