Тяжело в учении…
Недавно закончилась пора вступительных экзаменов, которые сейчас проводятся в виде централизованного тестирования – тестовой системы проверки знаний. Наверное, с самого момента его внедрения в образовательную систему начались нарекания на его счет: фрагментарность и ограниченность знаний, исключение творческого подхода и многое другое.
Эти образовательные реформы сопряжены с Болонским процессом, который предусматривает, по сути, прозападную настройку страны. Его основная цель так и обозначена – расширение европейской системы высшего образования.
Это технология воспитания демократии, когда ректоры высших учебных заведений избираются, студенты имеют возможность влиять на систему обучения и не должны отрабатывать его стоимость на благо страны, которая затратила средства на подготовку специалистов. При этом не учитывается, есть ли у молодого человека знания и опыт, чтобы вносить коррективы в эту систему? Студенты получают образование, с которым им удобнее трудоустроиться в Европе.
Вспомните, какие раньше были экзамены… Мои школьные выпускные экзамены проходили еще по той образовательной системе, которая осталась нам в наследство с советских времен. Выпускной экзамен по предмету предполагал подготовку по билетам, в которых были несколько теоретических вопросов и практическое задание. Принимала экзамен экзаменационная комиссия, члены которой обычно задавали дополнительные вопросы, чтобы проверить глубину знаний выпускника. Для поступления в ВУЗ также необходимо было сдавать подобные экзамены, но на более серьезном уровне, поэтому готовились к ним днем и ночью. С волнением абитуриенты выбирали билеты, отвечали на вопросы, решали задачи, писали сочинения и изложения. И очень радовались заслуженным высоким отметкам, которые давали право зачисления на очное или заочное обучение. Наша подготовка была многогранной и давала много свобод для развития мышления, погружала в атмосферу науки и высшего образования. Тестирование на этом фоне оцифровано и обезличено, поэтому неудивительно, что отмечается падение уровня грамотности и даже способности строить речь, а значит, прежде всего, мыслить.
Наши страны быстро внесли изменения в систему образования, которая считалась самой лучшей в мире и готовила лучших в мире специалистов, чтобы быть принятыми на «европейском рынке труда». Да, именно так его и называют, но гении на рынке не продаются. Они воспитываются кропотливым педагогическим трудом, продуманными программами обучения и отношением к ученику как к личности, а не совокупности квалификаций и компетенций.