Экзамен артиста
Мы с дочкой любим петь. Иногда, находя в интернете видеоролики талантливого исполнения песен детьми, даю ей посмотреть эти видео, для развития ее интереса и желания заниматься музыкой. Дочь с удовольствием смотрит, слушает, часто поет вместе с детьми. Частенько попадаются видео больших детских выступлений, где дети поют сольно и хором, и сопровождают пение танцами.
Недавно, просматривая с дочкой одно из таких видео, я не удержалась и прокомментировала, что девочка (артистка) поет «не по-настоящему», а под запись.
Дочери я объяснила, что сделала такой вывод, исходя из положения губ маленькой артистки во время выступления: когда поют «по-настоящему», рот открывают гораздо шире; да и невозможно петь так чисто, прыгая так сильно.
Дочка возмущенно сказала, что это «нечестное выступление». Тут я задумалась. И вот к чему пришла в своих размышлениях.
Для чего записывают фонограмму? Для того, чтобы на сцене во время выступления все было идеально. Вроде бы, что плохого – артист же пел по-настоящему в студии звукозаписи, его записали (ну, может, потом слегка подкорректировали) и дали послушать людям, на что он способен. В итоге – приятно слушать и весело смотреть, ведь теперь уже к звуку можно добавить танцевальное оформление. Шоу удалось!
Шоу – это показ. Что показывает певец на сцене в случае использования фонограммы? Свое лицо, фигуру, наряды, движения, старается передать настроение песни… Его голос показывает уже не он, а звукооператор.
А теперь давайте посмотрим на суть любого концерта шире. Концерт – это общение с людьми. Задача артиста – вдохновить людей на что-то доброе и светлое своими талантами. То есть представление – это живое взаимодействие, и демонстрация души артиста, ее наполнения, своего рода доклад в прекрасном оформлении на определенную тему. От того, как артист относится к людям, вообще и в частности во время концерта, напрямую зависят его голосовые данные. Не раз сама убеждалась, что когда душа «поет», то и песня льется чисто и звонко. А если накрывают волнения и страхи, горло сжимается и «барахлит». В студии звукозаписи нет нагрузки присутствия других людей, можно любить себя и музыку, и петь хорошо. А на концерте нужно прежде всего любить других людей, широко и по-дружески, чтобы душа касалась душ людских, обогревала зрителей красивой песней. По моим наблюдениям, именно этого таланта не хватает сегодня многим артистам, и его недостаток приходится прятать за ширмой фонограммы.
Если у человека есть музыкальный слух, его голос технически можно вывести на уровень «правильного звучания». Важно, чтобы звучание не исходило из самолюбования, а было одухотворено искренним желанием подарить окружающим радость и любовь – эти настройки души первостепенны в раскрытии любого таланта.