Семья, дети, воспитание
«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»
Н.А. Некрасов
А кто такой гражданин? Кто такой патриот?
Мы знаем, что гражданином определённой страны является человек, который имеет определённые обязанности и права по отношению к государству. Патриот – это человек, который любит свою Родину. А может ли настоящий гражданин не любить свою страну? Значит, «что такое гражданин? Отечества достойный сын… Не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душой», – так писал Николай Алексеевич Некрасов.
Работая в школе, часто наблюдаю, насколько разной бывает родительская любовь. Недавно пришла в школу мама мальчика из 5-го класса. Классный руководитель вызвала её по просьбе учителей-предметников: не работает на уроках, грубит, а ребёнок способный. Когда учителя начали говорить маме, с какой целью пригласили её в школу, она наклонилась к сыну и сказала: «Сын, не переживай, я на твоей стороне». Мама работает в техникуме преподавателем английского языка. Конечно, в этот раз разговор с учителями не получился. Через неделю в школу поступил звонок из полиции: ребят задержали в магазине – воровали энергетик. Среди них был и этот пятиклассник. В этот раз мама молча слушала полицию, учителей. Если не учим мы, родители, будет учить жизнь. Но уже построже.
В школе, где я работаю, есть класс, в который учителя идут работать с не очень радостным настроением. В этом классе учится 30 ребят. А мы знаем, что сейчас много детей гиперактивных, очень шустрых, подвижных, а ещё.. не очень воспитанных. И среди этих 30-ти есть шесть-семь именно таких учащихся. И не удивительно, что часто на уроке они являются нарушителями дисциплины. Одни ребята их поддерживают, другие – стараются навести порядок в классе, успокаивая разгулявшихся. В итоге – общий шум, состоящий из тридцати голосов. И нужен большой запас знаний, терпения, понимания, чтобы подобрать ключики к каждому ребёнку. Ведь учителю важно, чтобы все тридцать знали, что такое существительное, как правильно раскрыть скобки или где находится Тихий океан.
Как мы ведём себя дома, на улице или в магазине? Когда я вечером прошла по улицам своего города, то обратила внимание на то, что молодёжь очень много и громко использует ненормативной лексики в общественных местах, употребляют алкоголь, курят, войдя в автобус, увидела, что дети не уступают место старшим людям, женщинам… Почему же многие наши дети столь невежливы, неуважительны?
Как часто мы слышим сетования взрослых людей: «Ох и молодёжь нынче… Вот в наше время…»
А молодёжь – это вчерашние дети. Дети не чьи-то, а наши (чужих детей не бывает), и воспитываем их мы, взрослые. И воспитываем по образу и подобию своему. Только мы росли в одно время, а дети растут в другое: другие книги, другие фильмы, больше информации, и порой не очень хорошего качества. Т.е. они питаются тем, что есть в обществе, в котором они живут, которое построили мы, взрослые. Сейчас нужно приложить много усилий, чтобы маленький человек не потерялся, не сбился с правильного пути – уж очень много искушений у него в жизни. А часто взрослые, пройдя много жизненных трудностей, стараются оградить от них своих деток.
В школе отдельным разделом воспитательной работы стоит правовое воспитание. В план работы по этому направлению входят такие мероприятия: совет профилактики правонарушений среди подростков, встречи с работниками полиции по делам детей, классные часы «Права и обязанности», «Правила поведения в школе и на улице»…
Так что же мы можем назвать правовым воспитанием? Только ли предполагаемые меры по наказанию нарушителей дисциплины и порядка, только ли разговоры о правах и обязанностях детей в школе?
Если посмотреть на само слово, то мы видим, что корень у него «прав». Значит, правовое воспитание – это правильное воспитание, воспитание по правде. Но какое воспитание есть правильным, по какой правде нужно воспитывать наших детей? Мы же знаем, что правда бывает у каждого своя.
В классе произошёл инцидент: девочки в паре работали на уроке и получили по «4»; одной из учениц такой результат не понравился и виноватой в этом она посчитала свою напарницу. Не думая о последствиях, девятиклассница выложила свои возмущения на страницу соцсети, используя нецензурную лексику. И родился снежный ком – подключились одноклассницы. Эфир пополнился очередной порцией шантажа, угроз, матерных слов.
Встретила я недавно одну знакомую. Зашёл разговор о жизни, о детях. Они недавно вернулись в свой родной город. И рассказала она интересную историю о своём шестилетнем внуке. Когда они уехали, внук очень скучал по дому, спрашивал постоянно, когда они поедут домой. И когда приехали, знакомая увидела картину, которая её удивила до слёз: внук стоял на коленочках и благодарил Бога за то, что дом уцелел, за то, что его друзья на месте, за то, что он дома.
Как часто мы благодарим Бога за то, что у нас есть?
Среди руин, среди лишений, среди бедных и обездоленных людей живет такая светлая и теплая искорка. Она вселяет радость и с ней жизнь обретает смысл. Это — надежда. Она там, где добрые сердца, и она наполняет их радостью.
Мой дедушка, которому уже 90 лет, любит рассказывать разные истории из своей жизни. Особенно вспоминает то далекое и тяжелое время своего детства и юности, когда люди не имели таких благ, которые имеем мы в нашем современном мире, и даже не имели элементарных условий и средств для существования. Но они и не существовали, а жили по настоящему. Они знали ту тяжелую жизнь, потому что видели и ощутили на себе, на своих детях всю глубину тех испытаний, пройдя через которые, лишались здоровья и жизни.
Как мы знаем, патриотизм – это любовь к Родине. Сегодня, как никогда, актуален этот вопрос. Особенно там, где идут военные действия, где идут братоубийственные войны. Непонимание сути этого понятия ведёт к великим распрям. Родители и дети, братья и сёстры становятся чужими людьми, друзья становятся врагами. Так что же такое патриотизм? Что такое любовь к Родине?
С чего начинается Родина? Наверное, лучше, чем об этом сказано в советской песне, не скажешь: «с хороших и верных товарищей», «с той песни, что пела нам мать», «с того, что в любых испытаниях у нас никому не отнять».